Что такое ювелирные сплавы и где они используются?

Бижутерный сплав — соединение нескольких недорогих металлов (в сравнении с благородными), которое используется для изготовления украшений. Для создания сплава используются металлы с разными свойствами и характеристиками. Это позволяет получать качественные соединения, устойчивые к воздействию внешних раздражителей.


Украшение из ювелирного сплава

Описание сплава

Золотые ювелирные сплавы довольно популярны, но многие люди не знают, что это такое и какие элементы входят в их состав. Их основной компонент — золото (75–98%). В качестве дополнительных компонентов может использоваться: серебро, медь, палладий, платина. Благодаря добавлению дополнительных металлов можно сделать сплав с любым оттенком — от красного до светло-желтого, зеленоватого.

Бижутерные сплавы применяют для изготовления дорогих украшений:

  • колец;
  • колье;
  • серег;
  • диадем;
  • зажимов для галстука;
  • запонок.

Черные металлы, железоуглеродистые сплавы с добавками хрома и никеля, не относятся к бижутерным, но из них делаются дешевые изделия, имитирующие белое золото и платину. Нержавеющая и хирургическая сталь стала применяться для изготовления разных аксессуаров с появлением стилей модерн, гранж, панк. Сплав не темнеет от влаги и не вызывает аллергию.

История открытия

Точной информации о том, когда появились первые бижутерные сплавы, нет, но считается, что еще до нашей эры монархи, правители, военачальники украшали свои дома разными изделиями из металла, которые инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями.

Понятие «ювелирный сплав» появилось в XIX–XX веке, когда подобные материалы были отделены в отдельную группу. С того момента бижутерия начала активно распространяться по миру.


Золотой лев (Фото: pixabay.com)

Внешний вид

Популярность бижутерных сплавов объясняется их привлекательным видом и низкой ценой. Их используют при изготовлении украшений, покрытии крупных изделий, которые используются в качестве декора.

Любой опытный ювелир может по виду украшений определить из каких металлов они изготовлены, что преобладает в соединении. Пример:

  1. Тусклый матовый оттенок свидетельствует о содержании олова. Изделия мало весят, но из-за своей хрупкости могут прийти в негодность при любом механическом воздействии.
  2. Зеленый с желтым и серый оттенки указывают на содержание латуни. Такие украшения встречаются довольно редко.
  3. Красноватый оттенок свидетельствует о наличии меди. При активной носке цвет изделия может измениться.
  4. Серебряный или металлический оттенок говорит о наличии стали.

Темный оттенок свидетельствует о содержании никеля. Это достаточно вредная добавка, поскольку вызывает аллергические реакции у людей с чувствительной кожей. Наиболее редкие бижутерные сплавы содержат титан.

Основные технологии

Технология производства ювелирных изделий делится на серийный и индивидуальный способ. Оно состоит из нескольких основных процессов:

  • Плавка, литьё и прокатка.
  • Вальцовка и волочение.
  • Холодная штамповка.

Чтобы получить драгоценный металл необходимой пробы, осуществляется его сплавление с легирующими компонентами. Плавка представляет собой превращение твёрдого материала в жидкое состояние или расплав. В таком состоянии металлы заливаются в специальные ёмкости для придания им нужной формы. Этот процесс получил название литьё.

Вальцовка полученных слитков проводится для получения металлической проволоки и листов с нужным сечением и толщиной. Благодаря прокатке получаются профили различной формы — овальной, круглой или квадратной. С помощью алмазных фильеров делают волочение проволоки. После этого её используют в филигранных предметах.

Штамповка — это обработка металлических поверхностей с помощью давления. Для этого процесса применяются особенные приспособления, называемые штампами. Одним из видов холодной штамповки является чеканка, которая может быть серийной или ручной.

Для защиты предметов от коррозии применяют гальваническое покрытие и оксидирование. Гальванический способ заключается в золочении или серебрении поверхности, при этом толщина слоя зависит от вида украшения. Оксидируют готовый продукт с помощью серной кислоты, после чего наносится бесцветный лак.

Если украшение дополнено драгоценными или полудрагоценными камнями, то особую роль играет умение закрепить камень. От таланта мастера и выбранного им метода зависит красота и игра света в камне, а также стоимость предмета. Технология изготовления ювелирных изделий включает основные методы крепления:

  • Крапановый метод — это закрепка при помощи крапанов, выполняющих роль зажимов. Камни крепят как в касты, так и в металл.
  • Кернерный способ предназначен для бескастового крепления одного или нескольких камней. В изделии высверливается отверстие, с помощью металлических частиц или кернеров в них помещаются камни. Края обрабатываются гризантной отделкой и представляют собой мелкую насечку.
  • Глухой обжим характеризуется бескрапановым креплением в касты и выглядит как металлический кант, обжимающий камень по всей окружности.

В случае применения камней, не имеющих статуса драгоценных, а также стеклянных и марказитовых изделий может использоваться клеевая основа для их крепления. С помощью клея закрепляется жемчуг и кораллы с неполными отверстиями.

Классификация по технике и назначению

Ювелирную продукцию принято классифицировать по их функциональному назначению и технике исполнения. От последней во многом зависит их стоимость. К основным классам относятся различные украшения, письменные и туалетные принадлежности, посуда, гарнитура, предметы для украшения интерьера и сувениры.

По техническому исполнению они делятся на три типа: индивидуальное, машинное и комбинированное производство. На выполнение ручным методом затрачивается много сил и времени, и каждое изделие отличается индивидуальностью, поэтому стоимость такой работы самая высокая.

Производство с помощью специального оборудования заключается в выполнении основных процессов и операций. Тем не менее на завершающих этапах без участия человека не обойтись. Аналогичным образом выглядит и комбинированное производство. Самую сложную и кропотливую часть работы выполняют люди, доводя до совершенства изготовленные машинами детали.

Инструменты и оборудование

Современному ювелиру необходимы не только навыки и знания, но и оборудование для изготовления ювелирных изделий, которое включают в себя следующие предметы:

  • Столярное оборудование (фиксирующие тиски, наборы напильников и надфилей, фрезы, свёрла, плоскогубцы, ножницы, пинцет, кусачки).
  • Шлифовальное оборудование (набор нитяных, металлических и щетинных щёток, станки для полировки и шлифовки, фланелевые и брезентовые круги).
  • Оптические приборы (лупы, микроскопы) требуются при работе с мелкими предметами, а также во время огранки камней.
  • Набор химических реактивов (кислоты, щёлочи, соли). С их помощью растворяют и обрабатывают металлы.
  • Весы настольные, оснащённые разновесами.

Кроме инструментов, важную роль играют помещение и рабочее место мастера. В мастерской должна иметь несколько помещений, имеющих вытяжную вентиляцию. Одна комната оборудуется под основное место для работы, вторая используется для проведения необходимых операций, связанных с выделением вредных веществ. Там же помещаются механизмы для литья и печи для плавки. Барабанную и центробежную галтовку применяют при финальной обработке изделий.

Для успешной работы мастеру необходимы и канцелярские принадлежности (набор простых карандашей с ластиком, ватман, акварельные краски и кисти), так как ювелирное творчество не обходится без предварительного создания набросков и эскизов будущего шедевра.

Состав

Поскольку сплавы на основе серебра, золота и платины дорого стоят, люди часто выбирают бижутерию. Чаще в качестве основы используется олово, которое соединяется с другими металлами — сурьмой, медью, алюминием и др.

Запрещенные добавки

Кроме никеля, который может вызывать аллергические реакции на коже, в бижутерные сплавы раньше активно добавлялся свинец. Этот металл остается на коже, что вызывает неприятные ощущения, покраснения. Сейчас свинец добавлен в список запрещенных добавок для изготовления украшений.


Свинец (Фото: pixabay.com)

Виды покрытий

Для покрытия бижутерных сплавов применяются разные материалы. Виды покрытий:

  1. Золотое напыление. Увеличивает прочность, устойчивость изделия к механическим воздействиям, влиянию факторов окружающей среды. Чтобы украшение дольше сохраняло свойства, слой позолоты должен быть достаточно большой.
  2. Ювелирный сплав с родиевым покрытием или пленкой из палладия. Эти металлы придают изделия серебристый оттенок. Напыление нельзя называть очень прочными, износоустойчивым, но оно не темнеет даже при длительной эксплуатации.
  3. Покрытие рутением. Пленка изменяет внешний вид украшений на серебристый. Изделия приобретает характерный металлический оттенок.
  4. Покрытие серебром. Главный недостаток — быстрое потемнение при отсутствии соответствующего ухода.
  5. Медное покрытие. Чаще применяется для обработки браслетов, колец, подвесок, чтобы сделать их похожими на античное золото или бронзу.

Виды

Виды бижутерных сплавов:

  1. Мельхиор. Соединение марганца, железа, меди и никеля. Внешне его можно спутать с серебром. Не темнеет со временем, имеет высокую прочность, не подвергается коррозии, легко очищается.
  2. Альпака. Состоит из олова, цинка, никеля, меди. Впервые этот сплав появился в Мексике. Выступает заменой серебру, но по сравнению с ним альпака имеет более тусклый оттенок.
  3. Нейзильберг. Свойствами, характеристиками похож на альпаку, сплавы на основе мельхиора. Состоит из цинка, никеля, меди. Умеет высокую упругость, прочность. Изделие приобретает зеленый или синий оттенок.
  4. Томпак. Сплав из меди и цинка. Внешне напоминает золото. Имеет высокую устойчивость к образованию ржавчины, пластичность. Изделия из этого материала часто покрываются позолотой, эмалью.
  5. Латунь. Сплав с высокой износостойкостью, прочностью. Основным компонентом является медь, к которой добавляется никель, марганец, олово, цинк. Внешне латунь похожа на золото. Не вызывает аллергии.

Также к бижутерным сплавам можно добавить бронзу, которая отличается высокой прочностью, износоустойчивостью.


Латунный кран (Фото: pixabay.com)

Материалы для ювелирных изделий

Человек любил украшать себя и свое жилище исстари. В каменном веке для изготовления различных украшений служили такие материалы, как камень, дерево, кость, глина, раковины. Но уже тогда человек собирал и использовал природные самоцветные камни: горный хрусталь, сердолик, сапфиры, рубины и др.

Знакомство наших предков с металлами произошло несколько тысячелетий назад. Многие металлы встречаются в природе в виде крупных самородков. В некоторых случаях они имеют достаточно большие размеры. Так, в Северной Америке в прошлом веке нашли сросток медных самородков, вес которого превышал 400 т. Известны и крупные самородки золота (о них будет сказано ниже) и таких металлов, как олово, свинец и некоторые другие.

Все эти металлы применялись для изготовления украшений. В отличие от камней металлы легко деформируются, принимают любые формы; в отличие от глины — долговечны. А медь и золото, кроме того, красиво окрашены.

В Древнем мире наиболее широко применяли медь и впоследствии бронзу — сплав меди с оловом. Об этом говорят многочисленные ювелирные изделия, найденные в раскопках. В наиболее древних захоронениях кольца, подвески, браслеты выполнены из меди. По мере развития техники изменяются и способы изготовления украшений. Если кольца, браслеты в самых ранних захоронениях сделаны непосредственно из самородков и носят следы грубой пластической деформации, то в дальнейшем человек научился их отливать. Древнейшая известная историкам отливка — медный топор — насчитывает шесть тысячелетий.

Литье — один из основных технологических способов получения изделий любой формы и размеров. Кроме того, в процессе плавки можно получать сплавы, т. е. металлы определенного состава. Период развития человечества, который называют медным веком, сменился веком бронзовым.

Чистая медь — пластичный мягкий металл. Она хорошо обрабатывается холодной пластической деформацией. Однако изделия из чистой меди также легко деформируются, покрываются окисной пленкой, царапинами, тем самым теряя свою привлекательность как украшения.

Сплав медь — олово (бронза) имеет ряд явных преимуществ. У него более высокие твердость и прочность, он меньше окисляется. Он прекрасно полируется, и зеркальная полировка сохраняется дольше.

Химический состав бронз различен. Наиболее старые бронзы содержали 1–1,5 % олова. Бронзовые предметы более позднего происхождения содержат уже от 4–5 до 15–16 % олова. Благодаря своим великолепным литейным свойствам бронза нашла широкое применение как самый распространенный сплав. Предметы из бронзы встречаются в раскопках повсеместно: в Европе, Африке, Азии, Америке.

В зависимости от назначения изделия и условий эксплуатации применяли сплавы разного состава. Так, для изготовления оружия применяли бронзу с 13–16 % олова. Эти сплавы имеют высокое сопротивление износу. Кроме того, у бронзы красивый цвет: с 8 % олова — красновато-желтый; с 10 % — оранжево-желтый; с 14 % олова — желтый. Поэтому она, а в дальнейшем латунь — сплав меди с цинком — использовались для имитации золота.

Примерно пять тысячелетий бронзу используют как наиболее удобный литейный сплав для создания художественных изделий (статуй, барельефов, перил, капителей колонн, орнаментов, люстр и др.). Бронза обладает высокой жидкотекучестью, невысокой усадкой, имеет невысокую температуру плавления, выдерживает разные виды обработки (ковку, чеканку, резание, гравировку), хорошо сопротивляется изнашиванию и истиранию.

Однако красивый натуральный цвет бронзы со временем изменяется. Естественное агрессивное влияние окружающей среды в течение столетий создает на ее поверхности плотную корочку продуктов химического воздействия, так называемую патину разных цветов — от светло-голубого и зеленого до коричневого и даже черного. Чаще всего благородная патина имеет малахитово-зеленые и зеленовато-голубые оттенки. Патина образуется в основном окислами (оксидами) и углекислотными солями металлов, входящих в бронзу. В промышленных городах сернистые соединения придают патине черный цвет.

Среди древнейших памятников из Египта, Междуречья и других стран Древнего Востока, хранящихся в музеях европейских стран, много художественных литых предметов из бронзы. Так, в одном из парижских музеев экспонируется бронзовая женская фигура канефоры (кариатиды) — произведение, созданное в Шумере за 2 тыс. лет до новой эры.

Художники Месопотамии уже в начале III тысячелетия до н. э. изготовляли литые бронзовые фигуры животных. В государстве Урарту (на территории Армянского нагорья) в этот же период древние мастера готовили художественные бронзовые отливки по восковым выплавляемым моделям. Древние греки при изготовлении художественных бронзовых изделий применяли ковку, штамповку, чеканку, волочение, тиснение, полировку, гравировку, инкрустацию, пайку, золочение, серебрение. В эпоху высшего расцвета греческой культуры, в середине I тысячелетия до н. э., созданы бронзовые статуи, красота которых поражает до сих пор. С древних времен бронзу применяли для изготовления денег.

Более двух тысячелетий (с конца IV тысячелетия до н. э. до начала I тысячелетия до н. э.) бронза была важнейшим материалом для изготовления оружия, инструмента, художественных изделий, украшений. Бронзовый век внес весомый вклад в развитие материальной культуры.

Несколько тысячелетий назад человек познакомился с золотом. Очевидно, это произошло в тот период, когда он открыл для себя и другие самородные металлы — медь, серебро, олово. Однако золото очень быстро заняло особое место в жизни людей.

Особые свойства золота: привлекательный цвет, устойчивость к коррозии, способность сохранять долгое время блеск — сразу выделили его из ряда металлов, известных человеку в то время. Золото повсеместно ценилось как драгоценный, благородный металл. Оно превратилось во всеобщий денежный эквивалент и остается им по сию пору. Во всех странах древней цивилизации золото скапливалось в сокровищницах царей, фараонов, императоров и богатых вельмож. Постепенно оно стало мерилом богатства и власти.

Первоначально добыча золота сводилась к поискам более или менее крупных самородков. В дальнейшем стали проводить промывку золотосодержащих песков и отделенные от пустой породы крупицы золота сплавлять в слитки.

Самой богатой страной считался Египет. Не случайно при раскопках захоронений египетской знати археологи находят много украшений и других золотых предметов. «Отблески золота вспыхнули всюду, чуть только брызнул первый луч… Золото на полу, золото на стенах, золото там, в самом отдаленном углу, где рядом со стеной стоит гроб, золото яркое и светлое, как будто бы оно только что вышло совсем новое из рук золотых дел мастера…» — писал один из участников первого проникновения в могилу неизвестного фараона, найденную в 1907 г. в Долине царей близ Фив, на левом берегу Нила.

Спустя 15 лет английский археолог Говард Картер обнаружил там же гробницу фараона Тутанхамона, правившего в XIV в. до н. э. Здесь сохранились бесценные произведения древнего искусства, многие из которых сделаны из чистого золота. Мумия юного фараона покоилась в золотом гробу, весившем 110 килограммов. Необычайно красива маска Тутанхамона, выполненная из золота и разноцветных поделочных камней.

Но в могилы и склепы попадала лишь малая толика тех поистине неисчислимых богатств, которыми были окружены властители Древнего мира при жизни. Так, согласно легендам, царица Ассирии Семирамида, чтобы снискать себе милость богов, отлила из чистого золота их гигантские изображения. Одна такая статуя высотой около 12 метров весила 1800 талантов (около 30 т). Еще более грандиозной была статуя богини Реи: на нее ушло 8000 талантов чистого золота (почти 250 т). Богиня восседала на троне, по сторонам которого стояла «стража»: два больших золотых льва.

Примерно два с половиной тысячелетия назад появились первые золотые монеты. Родиной их стала Лидия — могущественное рабовладельческое государство, располагавшееся в западной части Малой Азии. Лидия вела обширную торговлю с Грецией и своими восточными соседями. Для удобства расчетов при торговых сделках лидийцы ввели в обращение золотую чеканную монету — статер, на котором была изображена бегущая лисица — символ главного лидийского бога Бассарея.

После завоевания Лидии персидским царем Киром монеты начали чеканить и в других странах Ближнего и Среднего Востока. Широкое распространение получили, например, дарики — монеты царя Персии Дария I, на которых он изображен стреляющим из лука.

Первые русские золотые монеты — гривенники и пятаки — появились в начале XVII в., выпущенные в обращение Василием Шуйским.

При императрице Елизавете Петровне появилась крупная золотая монета достоинством 10 рублей, получившая название «империал» в честь правительницы России, которая была явно неравнодушна к золоту: после ее кончины во дворце осталось солидное наследство — множество больших и малых сундуков, набитых золотыми червонцами.

В природе золото находится в рассеянном состоянии в горных породах — рудах или россыпях в виде вкраплений порядка 100 мкм и мельче. Встречаются самородки массой до нескольких килограммов.

Самые большие самородки были найдены в Австралии в прошлом веке. В 1869 г. произошла встреча с «желанным незнакомцем», весившим 71 кг. А спустя три года обнаружили «плиту Холтермана», которая вместе с включениями породы весила 225 кг, примерно 100 кг из них приходилось на долю золота. Эти уникальные подарки природы не сохранились: оба самородка были переплавлены в слитки. Самый большой самородок золота в России весом 36 кг нашел в 1842 г. на Урале в бассейне реки Миасс, мастеровой Никифор Сюткин.

Самородное золото почти всегда содержит серебро (в массовой доле от 5 % до 30 %) и почти всегда — медь (в массовой доле до 20 %), изредка — металлы платиновой группы.

К золотосодержащим минералам относятся: самородное золото, электрум, медистое золото, теллурит золота — кор-нерит, калаверит, сильвинит и др. Различают коренные месторождения, где золото находится в виде включений в рудные тела, и россыпи. Последние образуются в результате разрушения коренных месторождений, выноса золота вместе с породой природными водами и отложения его в долинах рек и ручьев.

У древних народов, населявших Латинскую Америку, золото считалось священным металлом, металлом бога Солнца. Их властелины и жрецы придумали немало ритуалов, которые должны были свидетельствовать о нерушимой связи между властью сильных мира сего и богатством, дарованным им богами в виде золота. Один из таких ритуалов у ацтеков заключался в следующем. В предрассветный час вождя покрывали благовонным маслом, а затем по сигналу верховного жреца натирали золотой пудрой. Позолоченный вождь, восседая в окружении свиты на камышовом плоту, отправлялся в плавание по глади озера навстречу восходящему солнцу. Когда раскаленный диск поднимался из-за гор, начиналось торжественное омовение вождя, во время которого жрецы осыпали его из золотых кубков и чаш кольцами, браслетами, кулонами и другими украшениями из золота. После этой процедуры ни у кого не должно было остаться сомнений в том, что их властелин — сын Солнца.

Документы сохранили сведения о шедевре вековой культуры инков — городе Куско, одном из богатейших городов Перу. Его украшением служил покрытый золотом храм Солнца. Стены и потолок центрального зала храма были отделаны золотыми листами, а на восточной его стороне сиял золотой диск — лик бога с глазами, выложенными из самоцветов. Когда первые лучи восходящего солнца падали на этот диск, загадочные глаза бога загорались разноцветными огнями. Потолок храма был весь усыпан ажурными золотыми звездами, стрекозами, бабочками, птицами, которые, словно невесомые, парили над людьми и были так великолепны, что их красота вызывала трепетное восхищение у всех, кто попадал туда. К храму примыкал золотой сад. Деревья, кустарники, птицы — все было искусно сделано из золота. В саду стояли золотые троны, на которых восседали изваяния сынов Солнца — Великих Инков.

Однако священный город Куско был варварски разграблен и полностью уничтожен испанскими конкистадорами под предводительством Франсиско Писарро. Ценнейшие творения древнейших инков переплавлялись в золотые слитки, удобные для транспортировки через океан.

Накопленное за много веков ацтеками, инками, майя и другими народами Нового Света золото широким потоком хлынуло в Европу. На протяжении двух столетий флотилии груженных золотом галионов ежечасно отходили от берегов Америки, держа курс на Тринидадский полуостров. Но, словно мстя завоевателям, океан не раз вырывал у них из рук награбленное золото и надежно скрывал его в своих пучинах.

По подсчетам историков, в Карибском море, например, покоятся останки примерно 100 галионов. Приблизительно столько же кораблей затонуло у юго-восточной оконечности Флориды. Багамские и Бермудские острова — кладбище более 60 испанских судов. Около 70 лежат на дне Мексиканского залива. И все они без преувеличения могут быть названы золотыми. Так, галион «Сантα-Роза» увлек за собой на морское дно груды золота и другие сокровища из дворца знаменитого Монтесумы. Всего, по мнению некоторых зарубежных специалистов, океан «позаимствовал» у человечества золота, серебра и прочих ценностей на несколько сотен миллиардов долларов.

Золото!.. Ни один другой металл не играл столь зловещей роли в истории. За право владеть им велись кровопролитные войны, уничтожались целые государства и народы, свершались тяжкие преступления.

Благодаря хитрости, проявленной золотых дел мастерами прошлого, все же малая часть уникального наследия мировой культуры сохранилась до наших дней в своем первозданном виде. Так, близ Бангкока — столицы Таиланда — стояла неизвестно кем и когда привезенная огромная статуя Будды, выполненная, как казалось, из камня. Полвека назад на том месте решили построить завод по переработке древесины, в связи с чем изваяние необходимо было перенести. Когда его снимали с постамента, несмотря на принятые меры предосторожности, повредили, и в глубине образовавшейся трещины что-то заблестело. Руководители работ решили снять со статуи облицовку. Перед присутствующими предстал Будда, выполненный из чистого золота и весящий 5,5 т. Специалисты установили, что памятник насчитывает не менее семи столетий. Сейчас статуя хранится в знаменитом храме Золотого Будды.

Золото — один из самых тяжелых металлов. Именно это свойство позволило Архимеду уличить в мошенничестве ювелиров сиракузского царя Гиерона, изготовивших по его заказу золотую корону. Царь попросил ученого выяснить, из чистого ли золота сделана корона, или часть его заменена другим металлом. Архимед взвесил корону, а затем погрузил ее в воду и определил объем вытесненной воды. Разделив массу на этот объем, он получил плотность материала не 19,3 кг/см3, а меньшую. Это означало, что ювелиры присвоили часть золота, заменив его более легким металлом.

Чистое золото — очень мягкий и пластичный металл. Кусочек его со спичечную головку можно вытянуть в длину на несколько километров или раскатать в прозрачный голубовато-зеленый лист площадью 50 м2. Если царапнуть ногтем по чистому золоту, на нем останется след. Поэтому золото, идущее на ювелирные украшения, обычно содержит так называемые лигатуры — добавки меди, серебра, никеля, кадмия, палладия и других металлов, придающих ему прочность и твердость.

Однако одно из самых важных свойств золота — его исключительно высокая химическая стойкость. На него не действуют кислоты и щелочи. Лишь царская водка (смесь концентрированных азотной и соляной кислот) способна растворить золото. Этим обстоятельством воспользовался однажды известный датский физик Нильс Бор. В 1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов, он вынужден был покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотые Нобелевские медали его коллег — немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с собой, ученый растворил их в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор нашел драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили золото из раствора и заново отлили обе медали.

В настоящее время большая доля добываемого золота идет на изготовление ювелирных изделий, украшений, сувениров и зубных протезов.

«Второй высокий металл называется серебро, — писал М. В. Ломоносов, — цвет его столь бел, что, ежели серебро совсем чисто и только после плавления вымыто, а не полировано, то кажется издали бело как мел».

У многих народов серебро ассоциировалось с благополучием и радостью. Так, серебряная ложка символизировала успех. Украшения с изображением Луны — лунницы — считались священными и, по мнению их владелиц, обладали волшебной силой. Чаще всего их делали из серебра. Лунницы, украшенные зернью, найденные археологами на Смоленщине в конце прошлого века, были выполнены русскими мастерами в X в.

Зернь — это мелкие серебряные или золотые шарики диаметром от 0,5 до 4 мм. Ими выкладывают плоский или рельефный узор, который иногда сочетают со сканью — узором из тонкой проволоки.

Еще с давних времен люди знают о волшебной очистительной силе серебра. На Руси был обычай «серебрить» новорожденного: при крещении или при первом купании малыша в воду опускали предмет или монету из серебра. Серебряной монетой освящались вновь вырытые колодцы. Научно доказано, что ионы серебра обеззараживают воду.

Из истории известно, что в 327 г. до н. э. Александр Македонский вторгся в Индию, но в его войске вспыхнула эпидемия желудочно-кишечных заболеваний. Это заставило полководца отказаться от дальнейших военных действий. Однако эпидемия не коснулась военачальников и самого Александра, которые в походе пользовались серебряной, а не оловянной посудой.

Раньше у состоятельных людей было такое понятие, как «фамильное серебро». За ним тщательно ухаживали и использовали исключительно в торжественных случаях. Так, более 3 тыс. предметов, выполненных в едином стиле, входило в сервиз графа Орлова. Общий вес серебряной посуды составлял около 2 т. Причем стоимость готового изделия во много раз превышала стоимость самого драгоценного металла, так как изготовляли его талантливые мастера и оно представляло собой ценное произведение декоративно-прикладного искусства.

Серебро хорошо обрабатывается резанием: гравируется, рубится, отпиливается. Пластичность чистого серебра настолько высока, что из 1 г металла можно с помощью волочения вытянуть проволоку длиной около 2 км. Тончайшая проволока из серебра — бить — применяется для серебряного шитья. Высокая пластичность серебра позволяет изготовлять из него листы толщиной в четверть микрометра. Это свойство используют для производства сусального серебра.

Серебро обладает самой высокой отражательной способностью. Поэтому с древнейших времен зеркала делали из металла, в том числе из серебра, отполированного до блеска. В современных зеркалах драгоценный металл наносится на стекло с обратной стороны очень тонким слоем по специальной технологии.

В X–XI вв. в художественной обработке серебра больших успехов достигли мастера Киевской Руси, о чем в своем трактате о технике ювелирного дела писал древний автор Теофил. Древнерусские мастера искусно применяли технику перегородчатой эмали, скани и зерни, чеканки и басмы, гравирования. Ими были созданы бесценные изделия из серебра с «припуском» черни.

Начиная с XII в. центром производства серебряных изделий стала Москва. В мастерских изготовляли серебряную посуду: братины, чарки, ковши, на которых гравировали надписи, узоры, орнаменты. Черневыми узорами украшали тарелки, стопы, чары, табакерки, оклады икон. Особенно славилось искусство серебряных дел мастеров древнего города Великого Устюга.

Начиная с 1840-х годов в русском декоративно-прикладном искусстве шел процесс создания национальной школы. Все чаще взгляд мастеров обращался к орнаментальному богатству и многокрасочности древнерусского прикладного искусства, что привело к формированию неорусского стиля.

В этой связи любопытно сравнить опыт двух российских центров по художественной обработке серебра — Санкт-Петербурга и Москвы. В Петербурге придерживались в основном западного направления, поскольку там работало немало европейских мастеров-серебряников и ювелиров. Петербургские мастера отличались высокой квалификацией, но не предложили принципиально новых художественно-стилевых решений. В Москве же яркое выражение получила национальная школа художественного серебра, и, кроме того, она способствовала развитию системы его производства. Так, если в XVIII — первой половине XIX в. серебряное дело в России было сосредоточено в руках отдельных мастеров-ювелиров или в небольших мастерских, работавших на заказ, то вторая половина XIX — начало XX в. — время появления новых технологий, позволявших удовлетворять растущий спрос российского покупателя на вещи, созданные в неорусском стиле.

Все это способствовало возникновению и быстрому развитию отечественных ювелирных фирм. Как и российские художественно-промышленные выставки, которые регулярно проводились с 1829 г. Постоянная конкуренция и широкий рынок сбыта стимулировали поиск новых технологий и технических приемов работы с серебром, сохранение высокого художественного уровня продукции, чистоты отделки. Поэтому к сотрудничеству с ювелирными фирмами привлекали известных художников, скульпторов, на их предприятиях организовывали профессиональные учебные центры. Так, например, в фирме Сазанова (основанной в 1793 г. купцом Павлом Федоровичем Сазановым, владельцем мастерской по изготовлению серебряных изделий) работали Быковский, Витали, Клодт. В фирме Губкина (основанной в 1841 г. купцом и фабрикантом Иваном Семеновичем Губкиным) работал академик Бортников.

При фабрике золотых и серебряных изделий Павла Акимовича Овчинникова, основанной в 1853 г., была организована одна из крупнейших школ по подготовке художников и мастеров — исполнителей работ по серебру. Это позволило организовать выпуск сравнительно недорогих и качественных изделий, доступных широким слоям общества.

Многочисленность русских ювелирных фирм обеспечивала разнообразие художественных украшений и технологий обработки серебра. При этом каждая из фирм имела свое лицо. Так, фирма Постникова специализировалась на изделиях, выполненных в технике скани; фирма Овчинникова — на изделиях с эмалью; фирма Хлебникова — на имитациях в серебре других материалов; фирма Семенова — на изготовлении изделий, украшенных чернью; фирма Губкина — на чеканных работах по серебру; фирма Фаберже — на эмали по гильоширу.

Во второй половине XIX в. большую популярность приобрела мелкая пластика (скульптура малых форм), посвященная охотничьей тематике: сцены русской псовой и соколиной охоты, образ медведя — символика России. Популярной стала и крестьянская тема: изображения пахарей, крестьян на празднике, отдыхающих и т. д. Народная тема нашла отражение в изделиях из серебра. Распространение получили пепельницы-лапти, солонки в форме берестяных туесков, подстаканники в форме деревенских рубленых изб, сухарницы, стаканчики в виде кадушек и т. д. Особый интерес вызывали изделия из серебра в сочетании с эмалью.

К началу XX в. русская художественная культура находилась в поиске новой эстетики, упрочнения стиля модерн. Ассортимент изделий из серебра в целом сохранил узнаваемость форм и декора вещей второй половины XIX в. Использовалось сочетание полудрагоценных или поделочных камней с горячими эмалями по скани. Новым приемом для украшения серебра в начале в. стала техника витражных (прозрачных) эмалей, придававшая изделиям изысканность.

Русское художественное серебро благодаря деятельности отечественных ювелирных фирм приобрело общеевропейскую известность, а школа русского художественного серебра стала явлением в европейском декоративно-прикладном искусстве.

Таким образом, хотя серебро и считалось вторым после золота благородным металлом, но по универсальности и разнообразию применения золото уступает ему первенство.

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  1. Низкая цена в сравнении с украшениями, которые изготавливаются из благородных металлов.
  2. Гипоаллергенность. Изделий подходят людям с чувствительной кожей.
  3. Большой выбор. В магазинах можно найти разные виды украшений.

Минусы:

  1. Восприимчивость к воздействию факторов окружающей среды. Если неправильно ухаживать за изделиями из подобных материалов, они быстро утратят свой изначальный вид.
  2. Недолговечность по сравнению с украшениями из благородных металлов.
  3. Отсутствие указаний о точном составе сплава.

Особенности ухода

Бижутерные сплавы обладают низкой устойчивостью к воздействию факторов окружающей среды. При отсутствии ухода они быстро утратят привлекательность. Поэтому нужно заранее изучить правила ухода за подобными украшениями.

Темнеет ли сплав?

Чтобы понять, темнеет или нет бижутерный сплав, необходимо изучить его состав, покрытие. Изделия, покрытые серебром, потемнеют даже при соблюдении правил ухода.

Подвержен ли бижутерный сплав коррозии?

Без дополнительного защитного покрытия при длительном воздействии влаги некоторые сплавы могут покрыться ржавчиной. Если металл, на основе которого изготовлено украшение имеет высокую коррозионную стойкость, риск того, что поверхности покроются ржавчиной, минимален.

Способы очистки

Для чистки украшений можно использовать салфетки, мягкие тканевые тряпочки. Применять чистящие средства и мыло при этом не рекомендуется.

Характеристики драгоценных металлов

Золото:

  • цвет – желтый;
  • высокая пластичность;
  • плавится при температуре 1063 градусов;
  • закипает при температуре 2530 градусов;
  • не окисляется на воздухе и в воде;
  • низкая прочность и твердость.

Серебро:

  • цвет – белый;
  • плавится при температуре 960.5 градусов;
  • закипает при температуре 1955 градусов;
  • имеет высокие показатели тепло- и электропроводности;
  • при повышенном содержании сероводорода в окружающей среде покрывается темным налетом сульфида серебра;
  • высокая пластичность;
  • низкая прочность и твердость.

Платина:

  • цвет – серебристо-белый;
  • плавится при температуре 1773 градуса;
  • закипает при температуре 4300 градусов;
  • не разрушается под воздействием воздуха и воды;
  • низкая тепло- и электропроводность;
  • высокая пластичность;
  • низкая твердость.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]