Золото – самый коварный металл мировой истории. Оно толкало на преступления, за него отдали жизни, из-за него начинали войны. Однако чистейшее золото является настолько хрупким, что остаётся только удивляться тому, какая важная роль отведена ему на земле. Чтобы придать золотым изделиям прочность, к основному металлу научились добавлять второстепенные, менее ценные. О том, сколько благородного металла содержится в каждом сплаве, расскажут пробы золота.
Что такое лигатура
Золотом восхищались испокон веков, называли его и осколками солнца, и даром богов. Однако в первозданном виде выглядит этот металл совершенно невпечатляюще. Чистый Aurum не имеет ничего общего с благородным металлом, он обладает кучей недостатков:
- подвержен коррозии;
- легко поддаётся любым механическим повреждениям;
- имеет тусклый и невыразительный цвет.
Изготовленные из такого материала изделия вряд ли могли считаться образцом совершенства. И уж совершенно точно они бы не сумели угодить в разряд фамильных, слишком недолго оказался бы их век.
Без «укрепляющих» примесей золото не годится для работы ювелиров.
Исправить ситуацию смогли, смешав золото с чуть менее благородным серебром или ещё более дешёвой медью. Часто «рецепт» качественного золота подразумевает добавление палладия и цинка.
Комбинируя их в разных соотношениях, люди научились не только создавать идеальные сплавы для изготовления золотых изделий, но и придавать им разные оттенки. Сегодня популярен не только металл классического жёлтого цвета. Дамы с удовольствием носят белое, тёмное, розоватое и даже изумрудного оттенка.
Сплавы, «укрепившие» золото и даровавшие ему завершённую красоту, называют лигатурой. От соотношения благородного металла и примесей зависит его окончательная цена. Самое дорогое – то, что представляет собой практически чистый Au. Его уважают финансисты. А вот ювелиры совсем не любят. У них есть собственное представление о том, какая проба золота гарантирует самый лучший результат.
Реализация неклейменых ювелирных украшений
С древних времён люди собирали золотые предметы для продажи, обмена. Это стратегический запас не только государства в целом, но и каждой ячейки общества в отдельности. Золото является самым продаваемым товаром во все времена.
При необходимости продажи золотых изделий без опознавательных оттисков целесообразней обратиться в ломбард. Там определят, сколько стоит изделие. Ломбарды охотно принимают золото без пробы. Вообще, ломбарды созданы для выдачи денег в долг, но под залог. В данном случае залогом являются изделия из драгоценных металлов.
Надо понимать, что истинную стоимость получить в ломбарде нельзя. Особенно приёмщики ломбардов оценивают, может ли клиент вернуться за залогом. Это специфика данного предприятия. В случае когда клиент не возвращается (на это у него есть 1 месяц), работники должны реализовать залог. Но перед реализацией ломбард обязан все драгоценные товары без проб предъявить в Государственную пробирную палату для опробования и клеймения.
Системы проб
Проба золота — какие бывают системы? Единой для всех системы для определения ценности ювелирного сплава в мире не сложилось. В Европе и Америке определяют количество золота в каратах, по этой единице измерения и получила название их система проб — каратная.
У нас прижилась более понятная, метрическая, предполагающая измерение в граммах.
Обе системы сегодня существуют на одинаковых условиях и признаются ювелирами по всему миру.
Интересна и ещё одна система проб, золотниковая, ныне уже не существует. Её чуть более двух столетий использовали на Руси. И до сих пор можно встретить фамильные или коллекционные драгоценности, на которых проставлено такое клеймо. Именно с неё и начнём более подробное знакомство с системами клеймения золота.
Золотниковая система
До XVIII века на Руси не знали, что такое проба золота и клеймо на нем не ставили. Украшения и другие ценные изделия оценивали по весу, внешнему виду. Однако в силу своей дороговизны они были распространены мало, так что в специальных обозначениях не было нужды.
Реформы Петра 1 коснулись и ювелирного дела. По приказу императора каждое золотое изделие стали клеймить, выжигая цифры, показывающее содержание чистого драгметалла. Тогда и появилась система, названная золотниковой. Она отличалась тем, что указывала содержание драгоценного металла в оригинальных единицах измерения – золотниках.
Официально в петровские времена были установлены следующие виды проб золота: 56, 72, 82, 92, 94. Чистое золото маркировалось пробой 96.
Золото высокой пробы, на Руси также называли червонным.
Метрическая система
Золотниковая проба чистого золота была упразднена уже при советской власти, в 1927 году. С тех пор во всём Союзе стали использовать более понятную современникам метрическую систему. Большинство стран и после распада СССР оставило её в обиходе.
Вид российской пробы отличается оттого, что принят на западе. Нашу украшает изображение женщины в кокошнике. Некоторые ювелиры рядом с государственным клеймом ставят свою пробу. Она называется именник.
Клеймо обычно помещают в самое неприметное место: проба у золотого кольца расположена на внутренней поверхности, у браслетов и цепочек – на застёжке. Иногда для того чтобы узнать, сплав какой пробы пошёл на изготовление той или иной вещицы, приходится изучать её буквально по миллиметрам, вооружившись лупой серьёзного увеличения.
Пробы золота в России – это трехзначное число, которые показывают информацию, сколько граммов благородного металла «спрятались» в 100 граммах сплава.
Высшая проба золота в этой системе – 999. Низшая – 375.
Каратная система
Когда границы СССР открылись, к нам хлынули потоки ранее недоступной информации. Многое удивляло. В том числе и непривычные двузначные цифры, проставленные на золотых украшениях, купленных во время заграничных поездок. «Там» привыкли пользоваться каратной системой.
Вес драгметалла измеряют и описывают в каратах. Цифры на клейме сообщают, сколько чистого аурума содержится в 25 каратах сплава. Самая высокая проба золота в Европе – 24, самая низкая – 8.
Сориентироваться среди старинных и импортных украшений поможет таблица проб золота.
Каратная | Метрическая | Золотная |
8 | 333 | 32 |
9 | 375 | 36 |
14 | 585 | 56 |
18 | 750 | 72 |
21,6 | 900 | 86,4 |
23,5 | 980 | 94 |
24 | 1000 | 96 |
Региональные выпуски
Польша (серебро):
Номинал | Период чеканки | Проба сплава |
10 злотых | 1820-1827 | 868 |
5 злотых | 1816-1834 | 868 |
2 злотых | 1816-1834 | 594 |
1 злотый | 1818-1834 | 594 |
10 грошей | 1816-1840 | 194 |
5 грошей | 1816-1841 | 194 |
Польша (золото):
Номинал | Время чеканки | Проба сплава |
50 злотых | 1817-1823 | 917 |
1827 | 917 | |
1829 | 917 | |
25 злотых | 1817-1819 | 917 |
1822-1825 | 917 | |
1828-1829 | 917 | |
1832-1833 | 917 | |
Дукат | 1831 | 983 |
Русско-польское обозначение номинала (серебро):
Номинал | Период чеканки | Проба сплава |
1 1/2 рубля — 10 злотых | 1833-1841 | 868 |
3/4 рубля — 5 злотых | 1833-1841 | 868 |
30 копеек — 2 злотых | 1834-1841 | 868 |
25 копеек — 50 грошей | 1842-1850 | 868 |
20 копеек — 40 грошей | 1842-1850 | 868 |
15 копеек — 1 злотый | 1832-1841 | 868 |
10 копеек — 20 грошей | 1842 | 868 |
5 копеек — 10 грошей | 1842 | 868 |
Русско-польское обозначение номинала (золото):
Номинал | Период чеканки | Проба сплава |
3 рубля — 20 злотых | 1834-1841 | 916 |
Финляндия (серебро):
Номинал | Период чеканки | Проба сплава |
2 марки | 1865-1908 | 868 |
1 марка | 1864-1915 | 868 |
50 пенни | 1865-1917 | 750 |
25 пенни | 1865-1917 | 750 |
20 пенни | 1866 | 750 |
Финляндия (золото):
Номинал | Время чеканки | Проба сплава |
20 марок | 1878-1880 | 900 |
1891 | 900 | |
1903-1904 | 900 | |
1910-1913 | 900 | |
10 марок | 1878-1879 | 900 |
1881-1882 | 900 | |
1904-1905 | 900 | |
1913 | 900 |
Пруссия:
Номинал | Период чеканки | Проба сплава |
1/3 талера | 1761 | 563 |
18 грошей | 1759-1761 | 500 |
1/6 талера | 1761 | 500 |
6 грошей | 1759-1762 | 305 |
3 гроша | 1759-1761 | 278 |
2 гроша | 1759-1761 | 188 |
1 грош | 1759-1761 | 156 |
Солид | 1759-1761 | 63 |
Грузия:
Номинал | Период чеканки | Проба сплава |
Двойной абаз | 1804-1833 | 917 |
1828 | 868 | |
Абаз | 1804-1831 | 917 |
1828 | 868 | |
Полуабаз | 1804-1833 | 917 |
Прибалтика:
Номинал | Период чеканки | Проба сплава |
96 копеек | 1756-1757 | 750 |
48 копеек | 1756-1757 | 750 |
96 копеек | 1756-1757 | 750 |
48 копеек | 1756-1757 | 750 |
24 копейки | 1756-1757 | 750 |
4 копейки | 1756-1757 | 750 |
2 копейки | 1756-1757 | 396 |
Таврические монеты:
Номинал | Период чеканки | Проба сплава |
20 копеек | 1787 | 729 |
10 копеек | 1787 | 729 |
5 копеек | 1787 | 729 |
2 копейки | 1787 | 729 |
Речь Посполитая:
Номинал | Период чеканки | Проба сплава |
Тинф | 1707-1709 | 500 |
Полутинф | 1707 | 500 |
Последнее изменение статьи: 07.02.2018
Другие статьи
От 375 до 999: какие пробы существуют в современной России
Какая проба золота самая лучшая и какие бывают? Золотой сплав каждой пробы имеет свою цену. Точно определить, какой капитал хранится в шкатулке с драгоценностями, понадобится информация о том, что означает проба золота.
Пригодится она и просто любителям этого металла: дамам, обожающим украшения или коллекционерам. Ознакомившись с ней, они будут точно знать все пробы золота, какие пробы золота подойдут для украшений или коллекционных предметов.
375
В таком сплаве содержится 37,5% Au. Ещё 63% — это смесь, состоящая из более дешёвых меди и серебра. От того, какой из этих двух металлов преобладает в сплаве, зависит его цвет. Любой оттенок жёлтого свидетельствует о превалировании серебра, красноватый – меди.
Золото 375 довольно прочное.
Выполненные из него изделия прекрасно держат форму, не гнутся, не ломаются. Однако имеются недостатки: этот сплав легко окисляется, и со временем на поверхности появляется сульфид железа.
Достоинством можно считать лишь стоимость: изделия из такого сплава на порядок дешевле, чем все остальные пробы золота.
500
Самая редкая из существующих проб золота, какие бывают в России. Содержит 51% аурума. Увеличив состав благородного металла, ювелиры смогли решить проблему окисления: подобный казус не случится с изделием, на котором стоит клеймо «500».
Однако существенно улучшить внешний не удалось. Замечания касаются в основном цвета. Он при любом процентном соотношении серебра и меди получается невыразительным.
583
В настоящее время не производится. Его полностью поглотил сплав 585 пробы.
585
Считается, что это самая лучшая проба золота, наиболее пригодная для ювелирных работ. Кстати, такой точки зрения придерживаются не только российские мастера. Во всём мире предпочитают использовать сплавы с примерно таким же содержанием драгоценного металла.
59–60% золота – это хорошая доля, которая обеспечила привлекательный вид сплаву. Ювелиры, а вслед за ними и потребители, наконец-то оказались удовлетворены цветом изделий и их характеристиками. Украшения и прочие предметы получались красивыми, прочными, стойкими к разным испытаниям. Они не окисляются, не тускнеют под воздействием прямых солнечных лучей, стоически переносят морозы.
При этом относительно небольшое содержание драгоценного металла позволяет устанавливать на такое золото вполне гуманные цены.
У ювелиров есть и ещё одна причина особенно ценить золото 585 пробы. Дело в том, что оно очень податливо, из него можно выковать фигуру, которая удовлетворит самую взыскательную фантазию.
Лигатура в этом сплаве собирается в основном четырёх металлов, к серебру и меди добавляют и никель, и палладий.
750
Это наивысшая проба золота из всех, что представляют интерес для ювелирных работ. Примерно на три четверти состоит из чистого аурума. Все остальное – это лигатура, сплавленная, в основном, из серебра, небольшого количества палладия и меди.
Иногда сюда добавляют и примеси других металлов, которые позволяют поиграть с цветом окончательного изделия. В зависимости от того, какой второстепенный металл превалирует, сплав может быть и привычного жёлтого, и насыщенного красного и даже тёмно-зелёного цвета. Хотя некоторые ценители готовы выложить круглые суммы для того, чтобы завладеть украшением необычного цвета: изумрудного, чёрного, тёмно-синего.
Такое золото все ещё сохраняет качественные характеристики. Оно довольно прочное и стойкое ко времени и внешним обстоятельствам. Обрабатывается оно наилучшим способом, с готовностью принимает любые задуманные мастером формы.
Особенно любят использовать его для огранки драгоценных камней.
Цена, обусловленная большим количество благородного металла, является противопоказанием для массового производства. Из сплава делают эксклюзивные дорогие вещи.
958
Из такого сплава украшения уже не сделать. Золота здесь очень много, около 97%. Оно делает изделие рыхлым, легко поддающимся деформациям. Ценители драгоценного металла иногда заказывают специальные монеты из него или другие дорогостоящие, чаще всего, коллекционные предметы.
Высокая стоимость материала позволяет использовать эти вещицы не только как дорогие сувениры, но и для накопления и хранения сбережений, которые при необходимости можно конвертировать в любую валюту.
999
Это самая высокая проба золота в мире.
Её ещё называют «четыре девятки» за то, что оно содержит 999,9% драгоценного металла. Это самый дорогой сплав в мире. Однако для изготовления чего бы то ни было он совершенно не годится. Чистое золото проба которого 999 — ломкий и хрупкий металл, он совершенно не приспособлен к использованию в каком бы то ни было виде.
Хотя раньше состоятельные люди заказывали себе обручальные кольца. Однако для того чтобы эти символы брака могли прослужить своим хозяевам сколь-нибудь продолжительное время, их делали очень массивными, широкими и толстыми. В среднем такое украшение весило около семи грамм и, должно быть, очень мешало тем, кто решался надеть его на безымянный палец.
Теперь из золота высшей пробы выплавляют слитки определённого веса и используют для вложения денег. Чаще всего они просто хранятся в банковских ячейках, обеспечивая своим владельцам сохранность средств.
Состав и свойства металла
Общий состав включает разные пропорции, но высокопробные изделия всегда содержат не менее 90% чистого золота.
Червонный металл от чистого исходного сырья почти не отличается по функциональным параметрам — тягучий, мягкий, плавкий, имеет склонность к истиранию, деформации даже при проверке «по-старинке» — сжатием между зубами. На поверхности червонца остается оттиск зубов.
На сегодняшний день применение червонного металла осуществляется, в основном, при создании ювелирных украшений. Также можно встретить изделия из него внутри различных музеев, где представлены старинные монеты, фамильные драгоценности.
Особым успехом материал пользовался при изготовлении обручальных колец.
Какую пробу можно считать самой лучшей?
В русском языке есть образное выражение — «золото высшей пробы». Так говорят о чем-то в превосходной степени прекрасном и дорогом. Хотя, как можно убедиться из вышеизложенной информации, именно беспримесное золото не годится ни на что, кроме как, лежать в банковской ячейке. Так что с уверенностью сказать, какая проба золота лучше, пожалуй, нельзя. Свои неоспоримые достоинства имеет каждый вариант. Равно как и недостатки.
Отметим лишь, что для ювелирного производства больше подойдут сплавы с клеймом «585» и «750». Вещицы из них смогут храниться очень долго и, в конце концов, даже приобрести статус фамильных.
Для вложения денег лучше подойдёт тот слиток, на котором красуется самая дорогая проба – 999. Цена на него достаточно стабильна, в последние годы отмечались лишь незначительные колебания. Так что этот металл может гарантировать сохранность капитала.
Методы проставления
Наиболее старым и распространенным методом клеймления является механический. При этом оттиск на изделии делается вручную — к поверхности металла приставляется специальный инструмент, по которому наносится удар молотком. Позднее аналогичная операция стала проводиться с помощью станка. Клеймо при этом выходит четким и долго сохраняется. Однако при таком методе изделие может деформироваться.
С развитием ювелирных технологий широкое применение стали находить искровой и лазерный способы. Такие методы требуют более тщательной подготовки металла.
Клеймо на золотых изделиях, выполненное с помощью лазера, отличается высоким качеством и может быть нанесено на любой рельеф. К недостаткам можно отнести нестойкость — при ежедневном контакте клейма с поверхностью кожи срок его жизни не превышает 5 лет.
Постановкой проб на ювелирных изделиях занимается пробирная инспекция. Это касается как частных мастерских, так и крупных ювелирных предприятий. Физическое лицо также может обратиться в это учреждение для постановки пробы на ювелирное украшение. Для этого в офисах отведены специальные дни приема. Процедура проводится в течение нескольких рабочих дней.