Музей торговли — Товарный словарь — Ювелирные изделия (Часть 2)
Ювелирные изделия (Часть 1)
Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.
Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)
Браслеты Б, БР; Броши БР, БШ, Б; Вазы В; Вилки ВЛ; Графины Г; Зажимы 3; Запонки ЗП; Значки ЗН; Колье КЛ; Кольца К; Кубки КБ; Кулоны КН; Ложки Л; Лопатки для пирожных ЛП; Медальоны М; Наперстки Н; Ножи-листорезы НЛ; Ножи НЖ; Ожерелья О; Пепельницы П, ПП; Подстаканники ПД; Подставки под яйцо ПЯ; Портсигары ПР; Пудреницы ПДН; Розетки Р; Рюмки РМ; Сахарницы СХ; Серьги С; Солонки СЛ; Стопки СТ; Цепочки Ц; Чашки Ч; Чайники ЧН; Щипцы для сахара Щ.
Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением ассортимента и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.
Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.
Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.
С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).
Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».
Рекламно-популяризаторскую роль выполняло внешнее оформление ювелирных магазинов, в частности их витрины. В витринах выставляются обычно по группам: украшения для женщин, предметы туалета, предметы сервировки стола и украшения интерьера, сувениры, письменные принадлежности и т. п. Изделия подбирались либо в одной цветовой гамме, либо, наоборот, принимается контрастное решение как по цвету, так и по фактуре различных материалов (например, группа изделий из серебра с эмалью наиболее красочно выглядит в соседстве с хрустальными изделиями, предметы из слоновой кости приобретают большее декоративное звучание рядом с чёрными коробками из папье-маше с живописной росписью и т. п. ). Новинки размещались непосредственно за стёклами в передней (фасадной) части витрины. Вся площадь заднего стекла витрины обычно драпировалась театральным тюлем или другой полупрозрачной тканью. Для освещения витрин применялись располагавшиеся в верхней части люминесцентные источники света, закрытые молочным стеклом или светорассеивающей решёткой. Со стороны улицы и магазина на витринное стекло в верхней его части наносились матовые полоски, что создавало поверхность, рассеивающую свет. Иногда (главным образом для показа прозрачных, например хрустальных, изделий) применялся скрытый источник света, заключённый в светильник лёгкой конструкции. В целях использования всего пространства витрин на различной высоте и в разных планах, на незаметных (капроновых) нитях подвешивались прозрачные лёгкие полочки из стекла или пластмассы и небольшие щитки, на которых размещались ювелирные изделия, часть пространства задрапировывалась лёгкими тканями. Для оформления витрин использовались также увеличенные фотографии, силуэты, изготовляемые из гнутой проволоки, искусственные и живые цветы, вспомогательные планшеты и манекены. Лёгкий передвижной инвентарь позволял часто менять оформление витрин. Обычно оформление витрин художник-декоратор подчинял единому сюжетному замыслу: времена года, новинки сезона, способы применения различных украшений, выставка-продажа того или иного ассортимента, янтарные украшения, русские самоцветы, сувениры и подарки и т. п. Для внутримагазинного оформления и оборудования торгового зала использовались пристенные шкафы и горки, в которых выставлялись ювелирные изделия. Наиболее выразительными для показа мелких женских украшений являлись большие щиты-стенды, разбитые на отдельные участки в виде кругов, прямоугольников и других фигур, затянутых одноцветными плательными тканями, с наколотыми на них отдельными ювелирными изделиями, — брошами, кольцами, серьгами, браслетами. Для облегчения выбора товаров применялись плакаты, надписи и аннотации, характеризующие те или иные ювелирные изделия.
Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.
Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.
Государственное пробирное клеймо
Из чистого золота бывает сердце в репертуаре Стаса Михайлова (и то на правах метафоры), но не драгоценная монета и не ювелирное изделие. Золотые и серебряные вещицы долговечные и прочные только благодаря тому, что их делают из сплавов. Правда, доля серебра или золота в них нередко превышает 95%. Содержание драгметалла в изделиях именуется пробой. Она обозначается трехзначным числом, так как выражает массу в 1000 частях сплава. Контроль над пробой – прерогатива государства. Все ювелирные изделия, продающиеся либо продававшиеся в России – будь то отечественное производство или импорт, – маркируются пробирным клеймом. Маркировка не ставится на:
- монеты, прошедшие эмиссию;
- самородки, использованные в «ювелирке»;
- государственные награды;
- сусальное золото и серебро;
- мелкие насечки драгметаллом на шкатулках, вазах и прочих ценных предметах.
В России действителен определённый перечень проб ювелирных украшений:
- 375, 500, 583, 750 и 958 – для золота;
- 750, 800, 875, 916, 925 и 960 – серебро;
- 950 – платина;
- 500 и 850 – палладий.
Содержание металла должно соответствовать регламентированным значениям, его доля в изделии не может быть меньше нанесенной пробы. В импортном изделии она может быть немного больше. Опробование и нанесение маркировки реализуют госинспекции пробнадзора.
Системы пробирования
Самые популярные – метрическая и каратная. О них и о других существующих системах измерения проб я расскажу ниже. Таблица их соответствия выглядит следующим образом:
Метрическая | Каратная | Золотниковая | Лотовая |
375 | 9 | 36 | 6 |
500 | 12 | 48 | 8 |
583, 585 | 14 | 56 | 9 |
750 | 18 | 72 | 12 |
1000 | 24 | 96 | 16 |
Каратная
Применяется в США, европейских странах. Обозначение пробы в каратах показывает, сколько частей чистого золота находится в 24 частях сплава. Чтобы перевести метрическое значение в каратное, нужно умножить его на 0,024.
Метрическая
Самая популярная система. Используется в большинстве стран мира, в том числе в России с 1927 года. Показывает, сколько золота содержится в 1000 единиц сплава.
Золотниковая
Клеймение по золотниковой системе применялись в Российской империи, потом в Советском Союзе до 1927 года. Сейчас оно не используется. За основу измерения брали фунт, состоящий из 96 золотников. Соответственно, золотниковая проба показывает, сколько единиц золота содержит 96 единиц сплава.
Лотовая
Эта система пробирования тоже из прошлого. Ее использовали в средние века западноевропейские народы – кельты, немцы, скандинавы. Раньше масса драгметалла исчислялась в марках, состоящих из 16 лотов. Такая проба показывает, сколько лотов золота в одной марке сплава.
Расшифровка пробирного клейма
Пробирное клеймо составляют два обозначения, которые могут находиться как рядом, так и раздельно:
- знак удостоверения нашего государства – это либо советские серп с молотом впереди и звезда о пяти концах фоном, актуальные в качестве пробирного знака до сих пор, либо профиль женщины в кокошнике, развернутый вправо;
- знак пробы.
Пробирное клеймо:
1 — Шифр государственной инспекции пробирного надзора 2 — Знак пробирного удостоверения 3 — Цифровое обозначение пробы драгоценного металла
Эскизы пробирного клейма на золоте:
Эскизы пробирного клема для серебра:
Самые популярные пробы
На большинстве ювелирных украшений проставляются такие пробы: 375, 500, 585, 750. 375 золото считается низкопробным. Такое изделие имеет обычно желтый или красноватый оттенок, со временем тускнеет.
Средняя группа (500 и 585 пробы) – самая популярная. Такое соотношение драгметалла и лигатуры в сплаве делает вещь прочным, носким без потери внешнего блеска.
Украшение 750 пробы считается высокопробным. Сплав имеет яркий желтый цвет. Даже в белом золоте отчетливо видна золотая желтинка. В лигатуре 750 сплава обычно присутствуют другие драгоценные примеси – серебро, палладий, платина.
958 проба золота встречается редко. Такие драгоценности мягкие, легко поддаются деформации. Для чеканки монет обычно применяют 900 пробу.
Как выглядит именник сегодня?
Законодательно установлено, что именник для российской ювелирной продукции состоит из четырёх букв, причём:
– первая буква обозначает год выпуска изделия (А – 2000 год, Б – 2001 год и т.д.);
– вторая буква – код территориальной госинспекции, контролирующей ювелирное производство;
– третья и четвёртая буквы – код, присвоенный производителю при регистрации, который не может повторяться в пределах зоны действия одной инспекции.
Все буквы, из которых состоит именник, должны быть заключены в единый контур, форма которого самостоятельно утверждается региональной инспекцией. Буквы именника должны быть чёткими и легко читаться. Любой специалист по именнику определит, где, кем и в каком году было выпущено украшение.
Что такое именник?
В ювелирном деле именником называют клеймо, которое проставляет на изделии его изготовитель – завод или мастерская. Внимательно изучив именник, вы узнаете, кто и в каком регионе изготовил ваше кольцо или серьги, а также в каком году это произошло. Именники проставляются на изделиях в обязательном порядке и служат дополнительным визуальным подтверждением качества вещи.
Если на украшении нет именника – скорее всего, оно было сделано на нелегальной фабрике либо вообще кустарным способом, и за его качество никто не несёт ответственности. Впрочем, подделать именник известного предприятия так, чтобы обычный потребитель не смог отличить его от настоящего клейма, несложно, хотя профессионал моментально обнаружит фальшивку.
Традиция клеймения драгоценных украшений уходит корнями глубоко в прошлое. Искусные мастера изобретали собственные значки, чтобы пометить изделия, а заодно удостоверить подлинность золота, из которого они сделаны. С развитием государственной власти ужесточается надзор за деятельностью ювелиров и унифицируются клейма. В России государственные клейма появились в XVII столетии, в странах Европы – на несколько веков раньше.
Расположение и внешний вид
Место маркировки ювелирных изделий зависит от типа украшения. Но вне зависимости от расположения знака производители стараются сделать его малозаметным. Чтобы найти его, лучше использовать линзу. Наиболее часто клеймо располагается в следующих местах:
- На кольце — внутри или снаружи ободка.
- На серьгах — на швензе или штифтах.
- На кулонах или подвесках — на специальных колечках для подвешивания.
- На браслете — между изделием и замком.
Знак, который ставит контролирующий орган — государственная пробирная инспекция — состоит из 2 контуров прямоугольной, овальной или продолговатой формы (для золота). Внутри можно рассмотреть профиль девушки в кокошнике, обращенный вправо, шифр инспекции и цифры, обозначающие пробу. Если речь идет о предметах, изготовленных в СССР, проба на золоте выглядит как пятиконечная звезда.
Для других драгоценных металлов предусмотрены знаки в виде иных фигур. Шифр показывает, какая именно территориальная инспекция проводила проверку и поставила клеймо на ювелирном изделии. Для каждого подразделения имеется строгое расположение элементов. Например, Центральная инспекция (ЦИПН) маркирует изделия из золота буквой М в нижнем левом углу клейма или точкой в его правом верхнем углу.
Как расшифровать код именника на ювелирных изделиях
Изначально оттиск именника задумывался как своеобразный код о предприятии, которое выпустило ювелирное изделие. Такой знак позволял без лишних процедур определить какой завод изготовил каждое конкретное украшение. Появление именника на драгоценных сплавах давало возможность в несколько раз увеличить контроль качества выпускаемых прикрас на государственном уровне.
Чтобы разобраться, что означает четырехзначный код около клейма, необходимо знать какая информация заложена в каждый символ. Слева направо:
- Год выпуска. Обозначается одной буквой кириллицы с начала алфавита. Каждой букве присвоен свой год. Так, к примеру, украшение, изготовленное в 2001 — это А, 2002 — Б, 2003 — В и так далее.
- Код Государственной Инспекции Пробирного надзора. Второй знак определяется одной из 16 букв, под которой зашифрована территориальная инспекция, которая выдала разрешение на деятельность конкретному заводу или предприятию.
- Код изготовителя. Любому лицу и предприятию, занимающемуся выпуском ювелирных изделий присваивается свой уникальный код, который является частью именника. Этот двузначный шифр может состоять как из цифр, так и букв, а также их сочетаний.
Кроме подлинности используемых материалов для изготовления ювелирных изделий пробирная служба предъявляет конкретные требования к внешнему виду именника, который должен иметь четкие размеры — 0,5 х 1,5 мм. Отклонение от этих норм может стать весомым поводом отказать производителю в регистрации.
Вопрос №3. «Сколько может быть проб на украшении?»
Если вам попалось украшение, на котором менее 4 обозначений – либо перед вами подделка, либо стоит поискать клейма лучше. Согласно международному законодательству, на всех украшениях из золота, серебра, платины и палладия, а также любых сплавах с ними, в составе которых более 30% драгоценного металла, должно стоять минимум четыре клейма.
Первое (геометрическое) обозначает тип металла (прямоугольное клеймо для золота, прямоугольное с закругленными боками – для серебра, восьмиугольное клеймо для платины и вытянутое клеймо с закругленной передней частью – для палладия).
Второе клеймо на ювелирных изделиях – расшифровка качества металла, то есть процента содержания в нем чистого материала. Третье клеймо говорит о том, в какой стране произведено или продается украшение. Обычно это клеймо в виде герба страны или специального символа (в России – женская голова в кокошнике). Четвертое клеймо сообщает, в каком регионе был проверен состав металла и поставлена проба.
Достоинства и недостатки 750-ой пробы золота
750-ая проба золота не так популярна среди покупателей как 585-ая, однако также пользуется спросом. В ее составе присутствует более высокое долевое содержание чистого золота, которое значительно повышает стоимость сплава, а заодно и конечного изделия. Такие украшения считаются более элитными, хотя имеют ряд существенных недостатков, среди которых:
- слабая прочность из за мягкости сплава;
- низкая устойчивость к механическим повреждениям;
- более высокая цена.
Как отличить настоящее золото от подделки
Покупка ювелирных украшений — дело не только приятное, но и ответственное. Подлинность далеко не дешевого приобретения — главная задача, стоящая перед каждым покупателем
Не всегда есть возможность обратиться к ювелиру за консультацией, поэтому не лишним будет вооружиться некоторыми советами специалистов.
Доверяй, но проверяй
В одной из передач на Первом канале говорилось, что 50%, если не больше, всего продающегося золота в стране — подделка. Даже если на изделии стоит проба, это еще не гарантия его подлинности. За разъяснениями пришлось обратиться к знакомому ювелиру:
— Если даже самый раскрученный ювелирный магазин предлагает золотое изделие по цене меньше 1,5 тысячи рублей за грамм в рамках скидочной акции или нет, это, скорее всего, подделка. Несмотря ни на что, надо обязательно смотреть пробу. Для этого можно предусмотрительно захватить с собой лупу.
Настоящее клеймо золота 585-й пробы выглядит так: оттиск в форме лопаточки вдавлен в металл, внутри изображены лицо девушки в кокошнике, которая смотрит вправо прямо на цифры 585, а также буква, которая обозначает инспектора, клеймившего изделие. Если на клейме изображена не девушка, а серп с молотом, то изделие производства советских времен.
В те времена, кстати, подделок практически не было. В магазине можно проверить изделие на зуб, если позволит продавец. Золото — мягкий металл, оно с легкостью поддается прикусу, могут даже остаться небольшие следы зубов.
585-я проба означает, что в материале содержится 58,5% чистого золота. Самая низкая проба у нас в стране — 375-я. Как ни странно, цифру 375 часто можно встретить на украшениях, произведённых в Германии и Англии. Иногда встречаются украшения из золота 957-й и 999-й пробы, они самые дорогие.
Вот еще несколько простых советов, которыми поделился профессионал:
— Покупайте золото исключительно в магазинах. У продавца можно потребовать сертификат на выбранный товар, чтобы убедиться в его подлинности.
— Хорошо, если на изделии кроме пробы будет красоваться и оттиск фирмы-производителя. Это гарантия высокого качества и ответственности за товар.
— Если бросить кольцо ребром на кафельный пол, оно будет прыгать, другой металл — нет.
— Если посмотреть на золотое изделие на солнечном свете и в тени, то оно будет одинакового цвета в обоих случаях.