Есть очень много людей, которые интересуются старинными вещами. Это провоцирует массовое производство подделок. Каждый вид раритета изучается в отдельности. Нумизматика занимается монетной историей. Для достоверного определения подлинности нужен немалый опыт. Начинать нужно с распространенных и недорогих экземпляров. Серебряные монеты более доступны для начинающего коллекционера. Но и в этом случае важно знать, чему уделять внимание. Перед тем, как отличить серебряную, медную и золотую монету от подделки нужно узнать главные инструменты нумизмата.
«Фальшивая монета» и «Поддельная монета»
Подделкой
именуют изделие, созданное для продажи в качестве коллекционного или антикварного экземпляра. То есть речь идёт не о номинальной стоимости предмета, а о рыночной.
Подделка может быть созданной с нуля копией. Материал подделки может быть сходным с оригинальным, а может кардинально отличаться. Для создания подделки могут быть использованы и подлинные монеты, в которые вносится некоторая модификация, имитируя редкий год или редкую разновидность.
Подделками являются копии
оригинальных монет, выведенных из оборота (утративших статус расчётного знака), если на них отсутствует специальный знак, обозначающий
копию
(реплику). В категорию подделки иногда включают и «фантастические» монеты, оригиналов которых никогда не существовало. Такие экземпляры выдаются за пробные монеты.
Фальшивые монеты
, созданные для обращения, нередко находят в кладах, наряду с подлинными. Существуют коллекционеры, создающие экспозиции из таких «монет». Поэтому фальшивые монеты порой вызывают куда
больший интерес
, чем рядовые подлинники.
Иначе обстоит дело с подделками, которые продают коллекционерам под видом дорогих подлинников
. Часто разыгрывается целый спектакль («Вот, старый дом разбирали…»), в результате которого покупатель приобретает кусок металла, гордясь, что отхватил раритет по цене вдвое ниже рынка.
Актёрская игра присутствует и на Интернет-барахолках, где подделки выставляют от лица новичков-простаков (наиболее встречаемые варианты «Сам в монетах не шарю, но вот из дедовой коллекции» или «Знаю, что стоит дорого, но срочно нужны деньги»). Что делать, чтобы не кормить всё возрастающую армию мошенников
, предлагающих копии у входа практически любого торгового центра?
Самое главное правило: никогда не покупайте предметы категории, в которой не разбираетесь.
Наслышавшись о дороговизне увиденных картинок из Интернета, многие хватают копии, даже не задумываясь, что ценная монета, выпущенная в количестве нескольких десятков экземпляров, просто физически не может оказаться под половицей какой-нибудь развалюхи на окраине Челябинска. Стоит ли удивляться ловкости цыган, успешно реализующих даже жетоны с символикой биткойна под видом криптовалюты, у которой не существует физического носителя?
Вы держали когда-нибудь в руках старинную монету?
ДаНет
Разумное вложение
Монеты из серебра всегда привлекали и будут привлекать не только любителей собирать ценные вещи в коллекцию, но также и историков, учёных, которые пишут работы по нумизматике и тех, кто составляет каталоги для получения прибыли с продажи ценных экземпляров.
В России существует довольно-таки авторитетный литературный ресурс, созданный Георгием Михайловичем, князем всея Руси, именуемый «Корпус русских монет», а также есть допетровская нумизматика от графа Толстого и другие научные, литературные труды, которые послужили формированию современной стоимости, исторической ценности и классификации монетарного дела.
Не всматриваясь в суть дела, можно с уверенностью сказать, что покупка и хранение старых серебряных драгоценных экземпляров ещё в 19 веке считалось делом для людей, представляющих элиту общества, а сейчас это в первую очередь отражает вкус человека, его стремление обогатиться денежно и нравственно, повысить свою образованность.
Если скупка и продажа являются для человека прерогативой, то он должен многое знать о предмете, на котором остановил свой выбор. Самые первые знания касаются того, как отличить подделку от подлинника.
Для чего подделывают монеты
В первую очередь, изготовитель подделки хочет получить прибыль. Способами ее получения могут стать:
- запуск в денежный оборот;
- совершение крупных покупок;
- обман коллекционеров и нумизматов.
В истории встречались случаи, когда производство фальшивок приобретало государственный характер. Это совершалось с целью подрыва экономики страны-конкурента. Здесь сразу необходимо разграничить 2 понятия о фальшивке и подделке.
Первая создается с целью получения нелегальной прибыли после их запуска в оборот. Подделку создают на основании экземпляров, утративших статус денег для расчета (например, подделки монет Царской России) для продажи коллекционерам и антикварам. Она может быть сделана заново полностью или частично, когда изменяют старинную монету, имитируя ее редкость.
В результате массового производства копий появились нумизматы, которые выбирают для коллекции подделку от определенного изготовителя.
Большинство примитивных копий имеют явные отличия от оригинала по нескольким причинам. Во-первых, производители копий намеренно вносят отличия, чтобы их не привлекли за изготовление подделок. Во-вторых, создание точной копии – весьма дорогая операция, а при массовом производстве всю цепь операций стараются максимально удешевить. В-третьих, копию редкой монеты порой делают не с подлинника, а с перерезки, перенося все признаки, выдающие фальшивку.
Категории подделок
Хотя цель у изготовителей подделок всегда была одна – обогащение, по назначению монеты были разные. Условно поддельные монеты делились на 2 категории:
первая категория – для выпуска в обращение, вторая категория – для обмана коллекционеров.
Поддельные монеты первой категории тиражировались и изготавливались чеканкой или отливкой формы. Для изготовления форм использовались подлинные ординарные монеты. Подделки чеканились не только местными умельцами, но и иностранными монетными дворами.
Монеты, относимые ко второй категории, различаются друг от друга в зависимости от периода их изготовления.
Фальшивые монеты, производимые в XIX – начале XX веках, в большинстве своем были примитивными подделками, так как их изготовление осуществлялось на дешевом техническом оборудовании и без профессиональных навыков резьбы по металлу. Чаще всего применялась отливка и чеканка. Однако встречались и такие подделки, которые изготавливались путем доработки подлинных монет. Монеты, вырезанные вручную, имели наименьшее распространение.
Со второй половины XX века и по сей день поддельные монеты производятся на промышленном многофункциональном оборудовании, что привело к резкому улучшению качества фальсификата, предназначенного для коллекционеров. Характер современного производства подделок стал более массовым, так как на смену мастерам-одиночкам пришли рабочие промышленных предприятий, использующие не по назначению техническое оборудование.
Проверка основных характеристик монеты
Любая монета царской эпохи имеет свои характеристики:
диаметр, толщину, вес. Эти параметры – первое, подлежащее обязательной проверке при покупке монет с профилями императоров или императриц.
Подмена дорогостоящего серебра на медно-никель или латунь с последующей покраской обеспечит заметное несовпадение веса с подлинником.
Иногда наслышанные о весе умельцы ловко подгоняют «изделие» под нужный вес, но тогда станет наблюдаться отличие от оригинала по толщине или диаметру. В некоторых случаях спасает даже простенький магнит, к которому начинают липнуть «серебряные монеты» чумазого дорожного рабочего.
Опытные коллекционеры легко отличат оригинал по характерному звону, осторожно роняя подозрительную монету на плоскость. Подделку могут выдать и жёлтые залысины на рельефе «серебра», когда подделку искусственно состаривали.
При покупке редкой или нечастой монеты следует обратить особое внимание на следующие параметры:
- вес;
- толщина;
- диаметр;
- магнитные свойства.
Разность веса металлов при одинаковом их объёме известна ещё со времён Архимеда, который по легенде (благодаря вытесненной воде) определил недостаточную чистоту золота в короне сиракузского царя Гиерона II. Хитрый ювелир заменил часть золота серебром, которое по весу легче, но имеет больший объём. В наше время изготовители копий часто эту разницу не учитывают. Поэтому на весах оригинальный рубль Николая II и его медно-никелевая копия покажут отличные друг от друга значения.
Однако обязательная проверка веса уже вошла в привычку у нумизматов, поэтому изготовители копий ищут различные способы подгонки веса под значение, указанное в каталоге. Одним из них стало изменение толщины. Поэтому полезно знать примерную толщину подлинной монеты и при заметном от неё отклонении воздержаться от покупки подозрительного экземпляра.
Подгонка веса для копий старинных монет может осуществляться и изменением диаметра.
Новичок зачастую не в курсе, какой диаметр должен быть у подлинника, и отклонения на несколько миллиметров в меньшую или большую сторону чувства тревоги у него не вызывают. Проверка диаметра полезна ещё при идентификации редких разновидов, чей гурт остался без оформления (надписи или рифлений, присущих стандартному экземпляру). Очень часто оказывается, что гурт «почистили» путём стачивания и последующей шлифовки.
Удешевление производства заставляет отказываться от подорожавших цветных металлов, используя дешёвые чёрные сплавы, на поверхность которых наносится покрытие.
Но дешёвую копию здесь выдают магнитные свойства, так как ни золото, ни серебро на магнит не реагируют.
Гурт
На форуме нумизматов при определении подлинности той или иной дорогой монеты требуют предъявить гурт чуть ли не в обязательном порядке. Накатка гурта — достаточно сложная операция. Поэтому изготовители копий часто оставляют гурт без оформления, либо используют самое простое решение в изготовлении.
Это подлинный рубль Елизаветы Петровны 1744 года, отчеканенный в Москве. Гурт оригинала выпуклый и рассказывает о месте чеканки: «МОСКОВСКОГО МАНЕТНОГО ДВОРА». Выпуклая надпись характерна для многих монет чеканки XVIII века.
Это копия, которую сразу выдаёт вдавленная надпись. Такой тип накатки гурта стали применять после модернизации Санкт-Петербургского монетного двора в XVIII веке, когда завезли механизмы нового поколения. Он рассказывает о пробе металла или его лигатурном весе. Даже случайно он никак не мог появиться на монетах предыдущего столетия.
Однако изготовители копий штудируют нумизматические форумы. Выше смешная попытка создания выпуклого гуртового оформления в расчёте на коллекционера-новичка, никогда не видевшего подлинный рубль Иоанна Антоновича.
Достоверно воссоздать гурт получается крайне редко. Выше сравнение оригинального гурта рублей 1921-1922 гг. (верхняя монета на фото) с гуртом их копий. Мы рассказывали историю о том, как нумизматам были предложены магнитные 50 копеек 2006 года с рифлёным гуртом. После покупки осмотр выявил иную технологию гурчения, чем применяют на монетном дворе. Кроме того, отличалось и число рифлений. Вердикт: на подлинную монету нанесли рифления уже вне монетного двора. Таким же способом отсеивают и подделки 3 копеек 1924 года с рифлёным гуртом. На редких оригиналах гурт соответствует рифлениям общеимперской монеты аналогичного номинала. Насечки поддельного гурта просто не совпадут с рифлениями подлинной монеты, если их поставить друг на друга столбиком.
Как определить подлинность монеты
До начала 20 века монеты отливали и чеканили с последующей ручной доработкой каждой из них. Для этого использовали специально подготовленные формы на основе подлинника.
Годами позже, благодаря техническому прогрессу количество подделок значительно увеличилось. Иногда над ними работали целые цеха, штампуя на пресс-формах. Отличить современный новодел стало гораздо сложнее. Современные мастера часто прибегают к методу высокоточного литья. В результате исчезает четкость изображения и мелких элементов. Под лупой хорошо видна расплывчатость, появляются мелкие пузырьки.
Достоверно проверить монету можно только взяв ее в руки и имея коллекционный опыт. Важно оценить гурт, вес и размер, качество металла и патины (слоя, появляющегося через некоторое время из-за окисления металла). Мастера очень правдоподобно подделывают патину методами запекания, окрашивания, окуривания табачным дымом и другими.
Если технические характеристики
вписываются в интервал допустимых отклонений, начинайте пристальное визуальное обследование. Особенно уделяйте
внимание гурту
. Гладкий гурт сразу подаёт сигнал тревоги (исключение – случаи, когда тираж, действительно, имеет гурт без оформления). Конечно, есть шанс, что перед вами оригинальная монета, избежавшая встречи с гуртильным кольцом, но он крайне невелик.
Первая волна современных подделок ныне легко отсеивается по этому признаку. Обязательно надо убедиться, что оформление гурта соответствует данному периоду. Здесь вам в помощь каталоги.
Выпуклый гурт или гурт со сложным рисунком пока сымитировать сложно, поэтому изготовители копий заменяют его вдавленным или рифлёным.
При наличии у оригиналов вдавленного гурта следует сличить его с гуртом подозрительной монеты: обычно всегда отыщутся несовпадения в форме букв или даже грамматические ошибки.
Эксперты выявляют фальшивую патину по нескольким признакам: она проявляется на металле в виде округлых пятен и только на поверхности, не затрагивая царапины и потертости.
Показатели, по которым подделка отличается от оригинала:
- Явность другого металла под потертостями — признак низкокачественной китайской подделки.
- Чрезмерный блеск свидетельствует о недавнем изготовлении. Матовое покрытие характерно для золотых подделок, не включающих настоящего золота в свой состав. Жирный блеск говорит о большом содержании цинка в сплаве.
- При рассмотрении через лупу на подделках заметна неоднородность поверхности.
- Вес выдает истинную природу металла. Эксперты на глаз могут определить соответствие диаметра и толщины массе.
Последний пункт очень важен для правильной оценки состояния монеты. Зная этот факт, мастера при изготовлении подделки отгоняют ее к оригинальному весу. При этом замена металла влияет на размеры, которые нужно учитывать при покупке. Сверять размеры нужно по справочникам.
Перед тем, как определить подлинность монеты Царской России или другой эпохи в домашних условиях нужно ознакомиться с методом гидростатического взвешивания.
Плотность металла равна его массе, деленной на объем. Это постоянная величина, зная которую можно проверить соответствие объема и веса. Плотность меди — 8,94 г/см3, золота — 19,32 г/см3, серебра — 10,5 г/см3. Латунь значительно легче благородных металлов и немного легче меди — 8,73 г/см3.
Примитивные копии российских монет выдаёт банальное незнание русского языка. Например, изготовитель поддельного штемпеля не увидел разницы между русской буквой «И» и латинской буквой «N». Если присмотреться, можно заметить, что и букву «Ц» он с лёгкостью заменил римской цифрой «II».
Галерея копий, получивших наибольшее распространение
Изготовить штемпель старинной монеты, внешне схожий с оригиналом – удовольствие не из дешёвых. Поэтому окупается лишь массовое производство. Посмотрим на самые распространённые копии, одновременно сравнивая их с оригиналами:
Это подлинник и копия редкой монеты 1 рубль 1912 года «Сей славный год». В подлиннике детализация мелких элементов выдержана. Шрифт надписи на реверсе чёткий. Шрифт гуртовой надписи соответствует данному периоду чеканки.
В копии данной монеты детализация мелких элементов нарушена (что видно при изучении копии под большим увеличением). Шрифт надписи на реверсе смазанный (чёткость букв, характерная для чеканки, отсутствует). Шрифт гуртовой надписи имеет отклонения, особенно заметные по исполнению цифры «4».
Оригинал последнего памятного рубля Российской империи «Гангут» (слева) и его примитивная копия (справа). Достаточно взглянуть на карикатурную фигуру Георгия Победоносца на гербе Москвы. Изготовитель копии поленился и в деле изображения четвёрки морских карт, ограничившись лёгкими штришками, отдалённо напоминающими линии на подлиннике.
Новичкам под видом оригинала часто предлагается копия серебряных 2 рублей 1722 года. Это невероятно редкая монета, имеющая статус пробной, но дошедшая до нас лишь в виде новоделов. Её средняя рыночная цена – полтора миллиона рублей. Но достаточно положить рядом оригинал (на иллюстрации это монета справа) и копию (на фото она с левой стороны), как глаз сразу ловит множество отличий. На копии отсутствует масса мелких элементов рисунка (это видно хотя бы по короне на реверсе).
Массово подделывают и рубли Николая II. На фото ниже лицевая сторона серебряного рубля 1903 года (слева) и двух медно-никелевых копий. Подделка в центре напрягает расплывчатым рисунком. На копии справа шрифт легенды достаточно изящен, но императорский барельеф делал явно не мастер скульптуры.
Посмотрим и на реверсы. Копия в центре снова имеет явную расплывчатость изображения. Кроме того, гравёр поленился поставить точку после «Г». На копии справа исполнение Государственного герба сделано в иной манере, чем на подлиннике. Достаточно взглянуть на хвост.
И в завершение одна из наиболее дорогих монет Российской империи – пробный портретный рубль 1796 года. Если подлинник (на фото – монета слева) показывает нам вершину медальерного искусства, подчёркивая изящество императорского лица, то на копии предстаёт скособоченный уродец, имеющий лишь крайне отдалённое сходство с Павлом I.
Работа с каталогами
Эксперты порой опознают фальшивку, даже не глядя на гурт. Под лапами орла на копии мы видим буквы «I» и «М» – инициалы минцмейстера Ивана Маркова. Заглянув в каталог, мы узнаем, что такая комбинация чеканилась только на монетном дворе Санкт-Петербурга. То есть под портретом императрицы должно значиться «СПБ», но там явно различимые буквы «ММД». Штемпель для копии изготовили из аверса и реверса двух разных монет.
Штудирование каталога позволяет отсеять несуществующие монеты. Создатели копий порой делают фантастические изделия, которых не существовало в природе, несмотря на то, что эти «монеты» выглядят вполне правдиво.
На иллюстрации ниже монета, у которой не может существовать подлинника. Ведь первые золотые десятирублёвки данного типа появились лишь в 1898 году (золотые империалы десятирублёвого достоинства с портретом Николая Второго чеканили и в 1895 году, но выглядят эти монеты по-другому).
Хорошую службу может сыграть знание тиража той или иной нумизматической позиции. Если отчеканили всего несколько десятков таких монет, вероятность того, что заветный подлинник находится в руках потрёпанного жизнью мужичка, желающего её вам всучить, стремится к нулю.
Если раньше производство подделок представляло столь трудоёмкий процесс, что за него рисковал браться далеко не всякий, то сейчас изготовить нужный штемпель и приступить к собственной чеканке не так уж сложно. Поэтому при покупке раритета следует тщательно сличать детали его изображения с заведомо подлинным
экземпляром.
Избавиться от несовпадений в рисунке мастера подделок пробуют методом высокоточного литья. Но в этом случае теряется чёткость элементов, сообщённая ударом штемпеля.
Под большим увеличением элементы рисунка выглядят расплывчатыми. Переход букв в монетное поле вместо прямого угла образует покатистую горку. Предстают взгляду остатки миниатюрных пузырьков, получившихся при отливке копии. Тонкие элементы несколько утолщаются. Для сокрытия следов такие экземпляры искусственно состаривают и даже стирают рельеф.