У каждого ювелира, начинающего или опытного, вставал в голове вопрос: как расплавить золото в домашних условиях. Это не так просто, как кажется, ведь здесь есть много подводных камней и нюансов, которые следует учесть индивидууму, желающему заняться рассматриваемым делом. Например, металл не должен быть хрупким и пористым, каким он получается из-за воздействия на золото кислорода.
Давайте разберемся, как расплавить золото правильно. Также будет затронут вопрос о том, сколько стоит переплавка.
Что нужно для плавки
Чтобы расплавить этот благородный металл, необходимо следующее:
- Тигель. Золото чистой пробы плавится при температуре, превышающей 1000 градусов Цельсия. Не у каждого имеется рабочая емкость — тигель, способный справиться с таким жаром. Но оный можно заменить сырой картошкой. Необходимо вырезать углубление в клубне и положить туда золото. Емкость природного происхождения прекрасно справится с переплавкой.
- Щипцы. Термостойкие щипцы являются неотъемлемым инструментом при плавке золота. Ими придется часто касаться тигеля.
- Смесь карбоната натрия и буры. Из нее делают флюс, который добавляют в золото перед процессом плавки. Чтобы очистить каждую унцию золота, требуется две щепотки флюса. Чем грязнее благородный металл, тем большее количество этого вещества требуется для чистки. Также флюс можно сделать из пищевой соды и гидрокарбоната. При добавлении вещества, контакт между частичками золота улучшается, и все примеси лучше удаляются из металла, при его нагреве.
- Печь или микроволновка. Есть вариант приобрести электрическую печь, чтобы переплавлять металлы или использовать микроволновку. Последняя должна иметь мощность более 1000 Вт, с магнетроном, располагающимся сбоку или позади техники.
Существуют печи, продающиеся по недорогой цене, специально сделанные для плавки металлов. Такое устройство предназначено для смешивания сразу нескольких ископаемых, например, золота, серебра, алюминия, меди.
Внимание! Микроволновкой, в которой плавили драгоценный металл, больше нельзя будет пользоваться в бытовых целях. То есть разогревать и размораживать пищу.
Если печи или микроволновки нет, необходимо использовать газовую горелку.
Литье по моделям в земляные формы
Литье в так называемые земляные формы — старейший метод, проверенный тысячелетиями. Формовочные смеси на самом деле состоят не из чернозема, а представляют собой смесь тонкозернистого кварцевого песка и пластичной глины в определенных пропорциях. Для отливки мелких изделий с тонким рельефом и большим количеством деталей применяют смеси, содержащие 12-15% глины, для крупных отливок — до 25%. Газы, образующиеся при литье, должны свободно выходить через стенки формы.
Литье серебра по моделям в земляные формы
Модель для литья в земляные формы делается абсолютно точно повторяющей оригинал, но чуть больше по размеру. Это припуск на усадку и последующую обработку изделия. Модели традиционно делали из дерева, воска и гипса. Сегодня все большую популярность приобретают модели из пластмасс. Пластик хорошо держит форму и легко обрабатывается.
Переплавка лома (процесс)
Нужно быть готовым к тому, что в золотом ломе примесей будет встречаться очень много. Иногда их количество в металле доходит до 25%. Такой лом не подойдет для фигурного литья, но работать с ним можно при помощи метода печати (то есть греть и вытягивать).
- Для начала, необходимо сделать рассортировку лома по цвету. Чем больше в нем меди, тем краснее его оттенок.
- Для ускорения процесса плавления рекомендуется разделить лом на мелкие кусочки.
- Далее нужно аккуратно посыпать флюс внутрь тигля и положить туда драгоценный металл. Начинать необходимо с предметов большего размера (если переплавить надо много всего), а маленькие добавлять по ходу процесса.
- Итак, когда золотые предметы разложены в тигле, последний помещают внутрь печи и ждут, пока золото станет полностью расплавленным.
- Затем следует перелить полученную субстанцию в формы. А после этого сразу же закалить металл водой или спиртом, чтобы изделия, сделанные из металла, стали крепче.
Но как поступить, если в наличии только газовая горелка, сделанная собственноручно?
Переплавка с помощью самодельной печи
Если нет возможности прикупить муфельную печь для плавки золота, можно изготовить печку для переплавки металлов. Первое что необходимо, обозначить требования для такой печи. Она должна быть компактной и удобной в использовании и при этом иметь обширный диапазон для нагрева. При достаточном количестве навыков вы сможете собрать такую печь дома самостоятельно.
Она будет выглядеть следующим образом: между двумя электродами, которые сделаны из графита и к которым передается напряжение 25-50 В, засыпается углеграфитовый порошок. Для печки понадобится очень мощный трансформатор (подойдет от сварочного аппарата). В графитовом порошке образуется постепенный и интенсивный нагрев за счет его характеристик, делая плавление золота максимально эффективным. Основным плюсом такой печи является тот факт, что она может нагревать необходимый образец до очень высоких температур, в том числе и таких, которые необходимы для расплавления золота.
Печь разогревается за 3-5 минут, что позволяет довольно точно управлять процессом пайки металла. Сама печь изготавливается из доступных материалов: плитки из керамики или цемента, слюды и графита. Размеры печи, то есть расстояние между электродами, напрямую зависит от выходного напряжения трансформатора. Объема печи будет достаточно для переплавки нескольких грамм металла.
В качестве электродов берут щетки от мощного двигателя, сбоку в них должны быть проделаны отверстия для многожильного медного провода. На внутренней стороне электрода необходимо сделать насечку для улучшения контакта с порошком. Наружные стенки укрепите плиткой, а в качестве подставки используйте кирпич. Для углеграфитового порошка подойдут отработанные стержни.
Плавка золота происходит так: в середине печи в порошке проделывают лунку, куда кладут металл и закапывают. Чтобы убедиться в том, что он расплавился, необходимо покачать печь — если поверхность порошка колеблется, расплавленный металл переворачивают и греют далее. Плавят до тех пор, пока расплавленная жидкость не станет однородной и не приобретет шаровидную форму.
Создание самодельной горелки
Для начала разберем, как создать газовую горелку. Для этого потребуются следующие материалы:
- инжектор;
- разбрызгиватель от опрыскивателя;
- насос автомобильный;
- герметик;
- консервная банка с крышкой.
Необходимо визуально разделить банку с крышкой по горизонтали пополам, и в верхней части оной сделать два отверстия для шлангов. В одно из них вставить насосный шланг, а в другое шланг, что ведет к разбрызгивателю. Далее – подсоединить последний и загерметизировать отверстия.
Чтобы проверить, герметична емкость или нет, следует налить в банку немного бензина и начать качать воздух насосом. В идеале, он должен вылетать из отверстия разбрызгивателя. Если такое происходит, можно начинать переплавку в домашних условиях.
Переплавка металла при помощи горелки
Пользуясь газовой горелкой, можно расплавить металл в считанные минуты.
Для начала нужно посыпать тигель бурой (флюсом), затем положить туда лом, который уже измельчен. Чем больше буры, тем меньшая температура требуется для расплавления.
Далее заливаем спирт, поджигаем его и ждем, пока тот полностью выгорит. Необходимо помнить, что тигель должен стоять на огнеупорной площади.
Включаем горелку и настраиваем ее так, чтобы края пламени имели желтый цвет, а середина — синий. Процесс осуществляется с помощью открытого огня, поэтому нельзя нагревать тигель быстро. На нем может появиться трещина. Процедура осуществляется медленно и равномерно. Пламя держится на расстоянии нескольких сантиметров от металла.
Чем краснее будет металл, тем ниже к нему следует опускать горелку. Это нужно, чтобы вся лигатура с металла исчезла, а части материала быстрее оказались переплавленными.
По окончании процедуры драгоценный металл заливается в формы и закаляется водой.
Полезные советы
Чтобы не столкнуться с трудностями, в процессе переплавки золотых изделий стоит придерживаться некоторых правил и рекомендаций. Опытные ювелиры советуют следующее:
- Для проведения плавки лучше приобретать специальный тигель. Чаще всего он изготавливается на основе глины или графита.
- Чтобы избежать возможных ожогов, желательно заранее надеть перчатки, маску и пользоваться металлическими щипцами.
- Если нет возможности приобрести тигель, то можно использовать свежую и сырую картофелину. Но для начала в ней необходимо сделать углубление.
- Перед плавкой нужно обязательно чистить поверхность предметов, это можно сделать с помощью специального флюса, который продается в открытом доступе в специализированных магазинах. Они могут быть разной формы, поэтому есть возможность выбрать наиболее удобное приспособление. Флюс помогает улучшить контакт между золотыми изделиями, за счет чего они сплавляются лучше.
- При проведении процедуры следует соблюдать меры безопасности, так как работа проходит при очень высокой температуре.
- Помещение, в котором планируется осуществлять переплавку, должно быть абсолютно безопасным, лучше всего для этого подходят гараж, хозяйственные постройки или открытые веранды. Но вблизи рабочего места должны отсутствовать легко воспламеняющиеся средства или предметы.
- В качестве формы можно использовать любую емкость, изготовленную из того же материала, что и тигель. Она может быть квадратной, цилиндрической или прямоугольной, особой роли этот фактор не играет.
Как видно, существуют простые способы, с помощью которых можно самостоятельно переплавить золото, серебро и другие драгоценные металлы в домашних условиях. Для этого можно своими руками смонтировать печку или собрать бензиновую горилку. Главное, соблюдать все требования и придерживаться некоторых советов.
Переплавка чистого золота
В отличие от лома, переплавка чистого золота может осуществляться в мангале с толстыми стенками.
Разжигаем в нем угли и ставим туда тигель с предварительно нарезанным мелкими кусочками металлом. Нужно ежеминутно следить за огнем и периодически его поддувать. При полной расплавке металл заливают в формочки.
Советы начинающим по переплавке чистого золота
- Нельзя плавить благородный металл на кухонной плите, так как велик риск устроить пожар. Плавка золота проводится либо в помещении, специально предназначенном для этой процедуры, либо во дворе на дачном участке (к примеру). Обязательно нужен стол.
- Новичкам рекомендуется перед процедурой проконсультироваться у эксперта.
- Индивидуум должен соблюдать технику безопасности, поэтому на нем должна быть маска и очки для защиты лица. Работать следует в жаростойких перчатках и фартуке.
- Вблизи места плавления не должно быть ничего легковоспламеняющегося. Это касается и элементов отделки интерьера.
- Начинающим «мастерам» без опыта не стоит сразу браться за золото высшей пробы, так как велик риск его испортить. Начинать следует со слитков 999 пробы, приобрести которые можно в любом государственном банке. Что касается тигеля, его можно купить в интернет-магазинах.
- Чтобы чистое золото не приобрело хрупкость и пористость, что обязательно случится с ним, так как в металл попадет кислород, необходимо перед тем, как залить жидкий металл в форму, взболтать его и лишь потом закалять водой или спиртом.
- Нельзя заниматься плавлением благородного металла при помощи газосварочного аппарата. Ведь им плавят только сталь — золото попросту испарится.
- Если процедура происходит в кустарных условиях, не в тигле, а в клубне картофеля, то в нем проделывают углубление и сыпят туда буру. И лишь потом начинают плавку металла.
- Золото, имеющее массу 24 карата, очень податливо. Поэтому, чтобы сделать его прочнее, необходимо сплавить оное с другим металлом.
Как плавить золото с лигатурой?
Обычно в украшениях используется не чистый металл. Добавками к золоту выступают:
- медь;
- родий;
- серебро;
- никель;
- хром;
- палладий.
Если сплав золота имеет желтый или красно-желтый цвет, то к нему добавлена медь и серебро. При этом цвет тем краснее, чем меди больше. Если медь в изделии не содержится, но при этом довольно много серебра, то оттенок сплава будет зеленым. Остальные металлы содержатся в белом золоте.
Запомните: если золото имеет сильно красный цвет (означает, что в нем содержится много меди), то оно не предназначено для фигурного литья. Такой сплав можно подогреть и вытягивать.
Если вы хотите расплавить металл со смесями, то плавка золота будет выглядеть так:
- Для начала отсортируйте сырье по оттенкам.
- Необходимо измельчить лом, так как мелкие крупицы расплавляются быстрее.
- Сырье засыпается в тигель.
- Потом необходимо вытянуть из печи золото и залить в форму. После этого переплавленное золото уже не будет содержать лигатуры, так как она выгорит первая.
Стоимость за переплавку
Не многие задумываются о том, чтобы сделать бизнес на переплавке золота. Но это довольно прибыльное дело.
Существует много ситуаций, когда, например, ювелирные изделия не нравятся своей формой капризной даме, или размер не подходит. Поэтому многие заказывают переплавку украшения.
Сколько стоит переплавить золото? Опытные мастера называют стоимость, в зависимости от веса ювелирного изделия. Поэтому украшения, имеющие массу не более трех грамм, нецелесообразно переплавлять. Проще починить — так будет дешевле. На переплавку обычно отдают предметы, весящие более 10 грамм.
Стоимость переплавки золота низшей пробы составляет 500-600 рублей за грамм.
Самое плохое золото содержится в дешевых китайских или турецких украшениях. Мало кто согласится выполнять столь тяжелую работу. Лучшей пробой считается 585-я. Чем квалифицированнее мастер, тем больше он берет за свои услуги. В среднем, цена колеблется от 1200 до 1700 рублей за грамм.
Интересно, что в процессе переплавки изделие улетучивается на 10%. Происходит это ввиду разбрызгивания металла во время плавки и улетучивания при переплавке.
Переплавка золота, цена которого минимальная, займет больше времени: чем хуже качество металла, тем больше в нем примесей, на очистку от которых придется потратить несколько часов.
Таблица 1 — стоимость плавки золота в зависимости от пробы (цены московские)
Проба | Стоимость обычного исполнения (руб./гр) | Стоимость срочного исполнения (руб./гр) |
375 | 500 | 650-700 |
500 | 700 | 910 |
583 | 1200 | 1560 |
585 | 1400-1500 | 1820-1950 |
Как переплавить золотую руду?
Золотую руду можно добыть железной или алмазной киркой и переплавить в печи для получения золотых слитков. Золотая руда также называется: Золото, Gold ore. Золотая руда присутствует в версиях Майнкрафт: 1.8.2, 1.8.1, 1.8, 1.7.10, 1.7.9, 1.7.5, 1.6.4, 1.5.2.
Интересные материалы:
Как удалить комментарий в Яндекс Такси? Как удалить косточки из ягод терна? Как удалить Microsoft Edge Remontka? Как удалить недавно закрытые вкладки на айфоне? Как удалить ненужные каналы на телевизоре Samsung? Как удалить объявление с юла? Как удалить обновление браузера Яндекс? Как удалить организатора семейного доступа? Как удалить пятна от фруктов? Как удалить пятна с полированной мебели?
Уроки ювелирного дела для начинающих: бесплатные видео для самостоятельного обучения
Люди любили украшения с древних времен. Первобытные люди носили браслеты, кольца и колье, серьги для самовыражения, с целью подчеркнуть статус и богатство. С тех пор почти ничего не изменилось. Только технологии обработки материала и дизайн стали разнообразнее и профессиональнее.
Стать мастером ювелирного дела — посильная задача для каждого, кто любит рукоделие. Научиться моделированию украшений, освоить техники литья и инкрустации можно по бесплатным видео урокам для начинающих ювелиров. Учиться на можно с нуля и в домашних условиях.
Ювелирное моделирование
Работа ювелира разносторонняя и включает много умений и навыков. В последние годы, с появлением компьютерного 3D-моделирования, добавилась необходимость овладеть соответствующими компьютерными программами, навыками дизайна. Моделирование — путь от эскиза к модели.
Обзор горелок
Ювелирные горелки — бензиновые и газовые. Первый тип лучше для домашнего использования. Газовая модель предполагает обязательства по регулярной смене баллона. При выборе и покупке стоит обратить внимание на габариты и вес. Лучше выбирать миниатюрные и легковесные образцы, способные производить мощное пламя.
Инструменты и оборудование
Арсенал ювелира довольно широк. Многое реально сделать собственными руками.
- Электронные весы.
- Емкость для плавления и сушки (тигель).
- Домик для удерживания жара.
- Бурошница для разведения флюсов, отбелов и т.д.
- Титановая палочка для размешивания сплавов, набора припоя.
- Огнеупорная поверхность для отжига и пайки.
- Горелка (газовая, бензиновая, ручная).
- Вальцы для проволочных и пластинных заготовок.
- Фильеры для создания трубочек и проволоки.
- Ригель — стержень для придания формы.
- Плоскогубцы и круглогубцы (флацанки).
- Чертилка и керн для разметок.
- Цанговая ручка для хватания.
- Лобзик для выпиливания.
- Бор для рассверливания.
- Давчик и корневертка (используемая при закрепке камней).
- Гладило и шабер (полировщики).
- Штихель — ручная резка.
- Шперак — наковальня.
- Анка для создания выпуклостей.
- Флахейзен — маленькая плита для ковки.
- Накатка для мелкого орнамента.
- Надфиль (напильник).
Серебряное кольцо
Первый опыт в ювелирном мастерстве рекомендуют получать, создавая кольца. Возможные варианты — коктейльные, тринити, помолвочные и обручальные, перстни, печатки. Для продвинутых мастеров — незамкнутые, с цепочками или подвесками, на два-три пальца. Выбор материалов включает белое, розовое, желтое и красное золото, платину, серебро, титан, вольфрам, палладий, олово, медь.
Закрепка камня
Инкрустация предметов камнями — старинная техника с интересной историей. Инкрустировать можно любое изделие: подвески, сережки, браслеты, колье, часы.
Распространенные способы закрепить камень:
- крапановый — фиксация лапками-крючками,
- ободовый (глухой, гнездовой) — древнейший вид, когда камень прячется под ободком,
- клеевой (для жемчуга и других круглых деталей) — приклеивают на штифт,
- канальный (рельсовый) — ряд из декора вставляют в паз в форме канала,
- корнеровый — погружение в металл,
- паве — размещение в высверленных нишах россыпью,
- кармезиновый — комбинация из крапанов.
Литье
Существует несколько технологий изготовления ювелирки: штамповка, прокатка, волочение, литье. Последнее чаще всего используют при работе с золотом. Отливка авторских изделий состоит из следующих шагов.
- Создание эскиза (монолит или сборка из нескольких деталей).
- Отливка в воске или применение готовой восковки.
- Формовка опоки для получения литейной формы.
- Литье металла.
- Сборка, закрепление вставок, обработка и шлифовка.
Трубчатые серьги
Конго — общепринятое среди ювелиров название классических сережек в форме колец. Почему классических? На сегодня модель является самой универсальной: подходит для любого стиля (от хиппи до r&b), возраста (от подростка до леди в годах), пола и случая (офис, городская прогулка, деловая встреча, романтическое свидание). Простой вариант исполнения предполагает формование из полой трубчатой заготовки. При желании можно украсить камешками или дополнительными элементами, экспериментировать с толщиной, формой, диаметром и фактурами.
Золотые шарики
Шарики используют как детали для любых видов изделий. Или в качестве заготовок под серьги-пусеты. Отливать можно из серебра или золота. Технология одинакова, в результате должны получиться пустотелые сферические элементы. Изготовленную пластину потребуется прорубить просечкой или выпилить окружность, затем сформовать полусферу с помощью анки и пунзелей.
Швензы для серег
Швензами называют часть сережки, вставляемой в ухо. Обычно имеют форму крючка с застежкой (петля, английский, французский замки) или без. Даже если изделие сделано из дерева, пластика, бисера или проволоки, швенза всегда изготавливается из металла. Лучше использовать серебро, золото, медицинскую сталь, титан, не вызывающие раздражений и воспалительных процессов в местах прокола.
Плетение арабский бисмарк
Бисмарк — красивое, сложное и одно из самых прочных плетений, гарантирующих долговечность. Не случайно название сразу ассоциируется с железной натурой известного германского канцлера Отто фон Бисмарка. Хотя имя ювелира-создателя плетения осталось неизвестным. Существует несколько разновидностей: абината, московское, гламурное, одинарное. Цепочки и браслеты бисмарк выглядят солидно и идеально подходят к строгим деловым костюмам и повседневным комплектам. С вечерними изящными нарядами смотрятся менее гармонично, но также допустимы.
Сегодня ювелирное мастерство из ремесла превратилось в искусство. Занятие дает простор художественному и творческому самовыражению, дизайнерской мысли. Также развивает понятие о моде, истории, культуре и современных тенденциях
Мастер-класс по ювелирному искусству: литье с камнями
Литье по выплавляемым моделям применяют очень многие ювелиры, скульпторы, и многие другие мастеровые.
Закрепление вставок, то есть синтетических или природных камней в отлитом и обработанном изделии, занимает довольно много времени, и является кропотливой и тонкой работой. Неудачи и ошибки на этой стадии, как правило, полностью портят почти готовую работу. Причем работу, в которую уже вложено немало времени и материалов на отливку.
Один из способов облегчить закрепку камней — закрепить их в восковой модели до отливки. Конечно, далеко не все камни можно крепить в воск. Осадочные по происхождению породы (малахит, халцедоны, опалы) гарантированно будут уничтожены при прокалке. Трещиноватые (берилл например), тоже не перенесут прокалки и огневого удара расплавленным металлом. Скажу наоборот — в условиях, типичных для читающих этот материал, закреплять в воск стоит только синтетические вставки — фианит, кубик циркония, корунд (рубин, сапфир). Они недорого стоят, а технология их изготовления предусматривает в полтора раза большую температуру, чем у расплавленного серебра.
На ювелирных форумах закрепке в воск посвящено много тем, не меньше докладов читается на тематических конференциях.
Нижеизложенное — скромный опыт автора, основанный на изучении огромного объема литературы по теме и своем скромном опыте.
Сначала делаю восковую модель. Это простое колечко в стиле модерн в виде двух веточек.
Затем под каждый камень нужно просверлить сквозное отверстие в воске. Оно нужно для того, чтобы формомасса смогла попасть на заднюю часть камня и он остался на месте после того, как выплавится и выгорит воск. Для сверления воска не надо никакого усилия, поэтому сверло удобно крутить просто пальцами. Под 3 мм камни беру 2 мм сверло.
Теперь на это отверстие просто ставится пинцетом камень, после чего прижимается им же, и термошпателем ставлю три шарика-крапана вокруг камня, чтобы он не упал. Устанавливаю просто на глаз, а не под оптикой, так сказать, установка начерно. Под овальный или продолговатый камень отверстие удлиняется резачком. По моему опыту, вместо того, чтобы менять лезвия резачков в рукоятке, намного легче взять несколько мебельных шкантов (они продаются в строительных магазинах в отделе крепежа), и снабдить каждое лезвие ручкой из шканта. Всего и делов — пропил лобзиком и капелька клея.
На кадре выше как раз этот момент первоначального крепления камня в начерно (без оптики) сделанную модель.
Когда все камни держатся на своих местах, можно удалить припуски воска вокруг камней, сначала термошпателем просто на глаз:
А затем уже и резачками, под оптикой. На этом этапе очень важно придать модели как можно более окончательную форму, так как обрабатывать воск проще и легче, чем металл. В ход идут разнообразные резачки, термошпатель, скальпель и даже иногда наждачная бумага.
Для меня это самый продолжительный этап работы. Надо убедиться, что каждый камень открыт сзади и не отвалится при прокалке, что восковые перемычки ровные, а крапаны одинаковые. Их тоже надо подправить и выровнять, так как они поставлены «на глаз» и не имеют правильной формы и расстояния между ними неодинаковые.
На снимке ниже почти готовая к установке на елку модель
Когда модель установлена в опоку, надо ее заформовать.
Тут тоже есть маленькая тонкость литья с камнями — формомасса затворяется дистилированной водой из автомагазина, а не водопроводной. Сначала перемешиваю две минуты палочкой, затем быстрое вакумирование — как стрелка манометра дойдет до нуля — впускаю воздух. Затем постукиванием разжижаю формомассу, заливаю ее в опоку, постукивание, ваккум, сброс ваккума, и опять — постукивание опокой об стол, пока формомасса не станет подвижной — и опять ваккум. Через минимум два часа — вытопка воска и нагрев до 200 градусов.
Затем прокалка опоки, в моем случае просто муфельная печь ПМ-8, регулятор на 6, прокалка три часа.Литье под вакуумом, причем опоку, поставленную на столик, обкладываю минватой, чтобы она медленнее остывала. После заливки металла опоку бережно переставляю на бетонный пол довольно надолго, минут двадцать минимум. Затем ударами по опоке сбоку формомасса рассыпается, и обляпанная формомассой отливка появляется наружу.
Важно — никакого кидания опоки в воду!
Затворенная на дистилированной воде формомасса расковыривается обычной зубочисткой и отчищается от металла. Затем отпиливание литников, обычная доработка надфилем и полировка. Тут все как обычно, разве что стараться не задевать надфилем вставки, чтобы не испортить его.
Полировальная паста «люкси» отмывается просто водой под краном и совсем не ядовита, (пальмовое масло и окись алюминия), в отличие от могуче красящей и тяжело отмываемой пасты ГОИ.